Валерий Усков: За кражу афиши провел ночь под стражей

Режиссер культовых советских фильмов снимал картины на территории «Коломенского»
Летящие среди сугробов сани, казаки, поднимающие лошадей на дыбы, Иван Грозный в расшитом, отороченном мехами костюме — эти эпизоды из недавнего прошлого парка «Коломенское» связаны со съемками фильма «Ермак» классиков советского кино Валерия Ускова и Владимира Краснопольского. Снимались в парке и несколько эпизодов из их картины «Тени исчезают в полдень».
— Валерий Иванович, любите гулять в «Коломенском»?
— Я люблю, но редко теперь доезжаю. Мне нравится неторопливость этого парка, хоть он расположен в мегаполисе, но в нем не чувствуется этот бешеный ритм спешащего куда-то города. В наши дни такие острова спокойствия нужно ценить.
— Раньше вы снимали фильмы вместе с Владимиром Краснопольским, и фамилии вашего режиссерского тандема украшали афиши многих известных советских картин. Сегодня продолжаете работать вместе?
— Мы с Володей — двоюродные братья. Фамилии нашего режиссерского тандема продолжают «украшать афиши», потому что мы по многолетней традиции подписываем фильмы вместе. Хотя в последнее время снимаем порознь.
— Насколько автобиографичны ваши картины «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов», ставшие классикой отечественного кино?
— Мой дед по отцовской линии работал на земле. В технике он смыслил, был человеком настолько небедным, что даже построил школу и больницу в своем селе. Его выкинули из усадьбы, раскулачив. Я потом был в этой самой Вохме, где увидел наше бывшее родовое гнездо. Пом ню, как горько мне стало, потому что в тот раз я привез его жителям картину «Тени исчезают в полдень» — ту самую, где мы с Володей Краснопольским рассказывали о раскулачивании. Деда отпустили восвояси лишь потому, что он пообещал из села уйти насовсем. Что и сделал — взял лишь четыре серебряные ложки, которые у нас в семье хранятся до сих пор.
Судьба его сложилась трагично. Когда немцы взяли Старую Русу, они позвали деда, который тогда в ней оказался, предложив привести в порядок электростанцию, взяв ее в собственность. Выйдя из комендатуры, он прямиком ушел в партизаны. Ну а когда отряд захватили, его первого расстреляли. Второй мой дед работал на реке Чусовой на заводе. Там мы тоже снимали пейзажи и к «Теням…», и к «Ермаку».
— Вы поступили на факультет журналистики в Уральский университет, ваш брат окончил филологический. Как оказались в режиссуре?
— Всегда к этому тяготел, играя в театральной студии еще в школе. Окончив университет, отправились во ВГИК. В нем тогда учились Василий Шукшин, Лариса Шепитько, Наталья Фатеева, Коля Губенко, Тамара Семина, Лидия ФедосееваШукшина. Все они состоялись и как личности, и как профессионалы.
— А правда, что вы однажды провели ночь в милиции за кражу афиш собственного фильма?
— Нашей первой вгиковской картиной стали «Тени на тротуарах». В столице должна была проходить премьера, и город был заклеен этими афишами. Вот тогда нас и посетила мысль одну из них оставить на память.
Когда мы ее срезали на Красной Пресне, милиция нас и заловила. Документов с собой не было. И никто нам не верил, что мы, такие молодые, являемся режиссерами фильма, который завтра будет смотреть вся страна.
— А как случилось, что на «Мосфильм» вас позвал работать сам Пырьев?
— Наш второй фильм «Самый медленный поезд» по сценарию Нагибина впервые вывел на экран вместо генералов простых людей, сломленных войной, усталых, которые среди расплескавшегося горя тащились по стране в этом поезде. После этого нас позвали работать сразу три объединения «Мосфильма» — Зархи, Алов с Наумовым и Пырьев.
Пырьев оказался самым решительным — просто засунул нас в машину, привез на студию и всем представил. Так наша судьба и решилась.
— Что вы снимаете сегодня?
— Я готовлюсь к съемкам картины «Хозяйка гостиницы» по заказу Первого канала. Это будет слегка комедийная современная история о женщине, которая решила податься в бизнес, чтобы подзаработать денег. Героиня жилой дом превратила в гостиницу, думая, что такое решение поможет ей в жизни. И у нее действительно появились связи, но разрушилась семья, бизнес принес ей много бед.
— А Владимир Аркадьевич Краснопольский чем занят?
— Он в Питере снимает очень интересную историю «Экспроприатор» — о блокадном Ленинграде, в котором жил во время войны какой-то тип, грабивший людей. Это серьезное кино о людях, придавленных горем, войной, голодом, холодом, и о низком человеческом качестве — алчности.
ДОСЬЕ
Валерий Иванович Усков — советский и российский режиссер, сценарист, народный артист РСФСР. Лауреат Государственной премии СССР за фильм «Вечный зов» (1979 год), премии Ленинского комсомола за фильм «Отец и сын» (1979 год), награжден орденами Почета и «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней. Большинство фильмов снял со своим двоюродным братом Владимиром Краснопольским. С 1963 года — режиссер студии «Мосфильм».