Валерий Усков: За кражу афиши провел ночь под стражей

Режиссер Валерий Усков на съемках третьего сезона сериала «Две судьбы»
Режиссер Валерий Усков на съемках третьего сезона сериала «Две судьбы»

Режиссер культовых советских фильмов снимал картины на территории «Коломенского»

Летящие среди сугробов сани, казаки, поднимающие лошадей на дыбы, Иван Грозный в расшитом, отороченном мехами костюме — эти эпизоды из недавнего прошлого парка «Коломенское» связаны со съемками фильма «Ермак» классиков советского кино Валерия Ускова и Владимира Краснопольского. Снимались в парке и несколько эпизодов из их картины «Тени исчезают в полдень».

— Валерий Иванович, любите гулять в «Коломенском»?

— Я люблю, но редко теперь доезжаю. Мне нравится неторопливость этого парка, хоть он расположен в мегаполисе, но в нем не чувствуется этот бешеный ритм спешащего куда-то города. В наши дни такие острова спокойствия нужно ценить.

— Раньше вы снимали фильмы вместе с Владимиром Краснопольским, и фамилии вашего режиссерского тандема украшали афиши многих известных советских картин. Сегодня продолжаете работать вместе?

— Мы с Володей — двоюродные братья. Фамилии нашего режиссерского тандема продолжают «украшать афиши», потому что мы по многолетней традиции подписываем фильмы вместе. Хотя в последнее время снимаем порознь.

— Насколько автобиографичны ваши картины «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов», ставшие классикой отечественного кино?

— Мой дед по отцовской линии работал на земле. В технике он смыслил, был человеком настолько небедным, что даже построил школу и больницу в своем селе. Его выкинули из усадьбы, раскулачив. Я потом был в этой самой Вохме, где увидел наше бывшее родовое гнездо. Пом ню, как горько мне стало, потому что в тот раз я привез его жителям картину «Тени исчезают в полдень» — ту самую, где мы с Володей Краснопольским рассказывали о раскулачивании. Деда отпустили восвояси лишь потому, что он пообещал из села уйти насовсем. Что и сделал — взял лишь четыре серебряные ложки, которые у нас в семье хранятся до сих пор.

Судьба его сложилась трагично. Когда немцы взяли Старую Русу, они позвали деда, который тогда в ней оказался, предложив привести в порядок электростанцию, взяв ее в собственность. Выйдя из комендатуры, он прямиком ушел в партизаны. Ну а когда отряд захватили, его первого расстреляли. Второй мой дед работал на реке Чусовой на заводе. Там мы тоже снимали пейзажи и к «Теням…», и к «Ермаку».

— Вы поступили на факультет журналистики в Уральский университет, ваш брат окончил филологический. Как оказались в режиссуре?

— Всегда к этому тяготел, играя в театральной студии еще в школе. Окончив университет, отправились во ВГИК. В нем тогда учились Василий Шукшин, Лариса Шепитько, Наталья Фатеева, Коля Губенко, Тамара Семина, Лидия ФедосееваШукшина. Все они состоялись и как личности, и как профессионалы.

— А правда, что вы однажды провели ночь в милиции за кражу афиш собственного фильма?

— Нашей первой вгиковской картиной стали «Тени на тротуарах». В столице должна была проходить премьера, и город был заклеен этими афишами. Вот тогда нас и посетила мысль одну из них оставить на память.

Когда мы ее срезали на Красной Пресне, милиция нас и заловила. Документов с собой не было. И никто нам не верил, что мы, такие молодые, являемся режиссерами фильма, который завтра будет смотреть вся страна.

— А как случилось, что на «Мосфильм» вас позвал работать сам Пырьев?

— Наш второй фильм «Самый медленный поезд» по сценарию Нагибина впервые вывел на экран вместо генералов простых людей, сломленных войной, усталых, которые среди расплескавшегося горя тащились по стране в этом поезде. После этого нас позвали работать сразу три объединения «Мосфильма» — Зархи, Алов с Наумовым и Пырьев.

Пырьев оказался самым решительным — просто засунул нас в машину, привез на студию и всем представил. Так наша судьба и решилась.

— Что вы снимаете сегодня?

— Я готовлюсь к съемкам картины «Хозяйка гостиницы» по заказу Первого канала. Это будет слегка комедийная современная история о женщине, которая решила податься в бизнес, чтобы подзаработать денег. Героиня жилой дом превратила в гостиницу, думая, что такое решение поможет ей в жизни. И у нее действительно появились связи, но разрушилась семья, бизнес принес ей много бед.

— А Владимир Аркадьевич Краснопольский чем занят?

— Он в Питере снимает очень интересную историю «Экспроприатор» — о блокадном Ленинграде, в котором жил во время войны какой-то тип, грабивший людей. Это серьезное кино о людях, придавленных горем, войной, голодом, холодом, и о низком человеческом качестве — алчности.

ДОСЬЕ

Валерий Иванович Усков — советский и российский режиссер, сценарист, народный артист РСФСР. Лауреат Государственной премии СССР за фильм «Вечный зов» (1979 год), премии Ленинского комсомола за фильм «Отец и сын» (1979 год), награжден орденами Почета и «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней. Большинство фильмов снял со своим двоюродным братом Владимиром Краснопольским. С 1963 года — режиссер студии «Мосфильм».

Новости партнеров
Полезные ссылки