Космодром по соседству

Микрорайон Северное Чертаново напоминает: когда-то наши архитекторы умели мечтать
В новом фантастическом боевике «Притяжение», который скоро выйдет на экраны, космический корабль инопланетян приземляется в Северном Чертанове. И в этом есть логика: именно здесь расположен «космический» жилой комплекс, построенный в советские времена. Образцово-перспективный жилой район (ОПЖР) — так его назвали при проектировании в 1972 году. Во многих отношениях таким Северное Чертаново остается и по сей день.
Комплекс задумывался в 1972 году по последнему слову урбанистики. Все, связанное с автомобилями, — под землю, в тоннели и гаражи, а на поверхности — детские горки и аллеи. Но в перестроечные времена жильцы от гаражей отказались: платить за них надо было аж 25 рублей в месяц, целое состояние. Теперь там коммерческие конторы.
В двух шагах от микрорайона станция метро «Чертановская». Мимо пруда с уточками, через узенькую дорогу — и вверх по узким лестницам. При помощи местных жителей находим нужный подъезд.
— Конфета! Ко мне! Не бойтесь ее, — улыбается женщина, вышедшая выгуливать собачку. Это 60-летняя Ирина Кочетова, жительница корпуса 202. Ирина Анатольевна живет здесь с самого начала — с 1980 года, когда заселяли первую очередь микрорайона.
— Попасть сюда было непросто, — вспоминает Кочетова. — В нашей секции были более-менее обычные очередники. Например, многодетные семьи: только здесь строили 4-комнатные квартиры. А вот в соседней, 203-й секции жили сотрудники Генштаба, в других корпусах — ликвидаторы чернобыльской аварии…
Поблагодарив словоохотливую жительницу дома, поднимаемся на 13-й этаж к Юрию Пальмину (на фото). Он арендатор, а не хозяин квартиры. Влюбился в этот жилой комплекс еще в 2000 году, когда проводил его фотосъемку.
— Обычные советские микрорайоны строились так, что с высоты напоминают или ковер или микросхему, знаковые вещи той эпохи, — улыбается Юрий. — А вот Северное Чертаново красиво и с обычного ракурса!
«Образцовому перспективному жилому району Чертаново Северное отводится роль разведчика, призванного найти характерные черты и пути идейного и материального формирования жилого района ближайшего будущего как основной структурной единицы города», — писал автор комплекса инженер Леонид Дюбек в 1972 году, когда только начиналось проектирование микрорайона. Дюбек и его соавторы — Абрам Шапиро, Александр Самсонов, Владимир Уборевич-Боровский и другие — действовали под руководством Михаила Посохина-старшего, автора высоток на Кудринской площади, Новом Арбате и еще множества зданий. Стройка началась в 1975 году, а первые жильцы заселились в олимпийском 80-м. Когда через два года Посохин ушел в отставку с поста главного архитектора Москвы, микрорайон начали достраивать «как подешевле»: типовыми домами вместо индивидуальных проектов. Закончили — только в 1986 году.
Строили не только красиво, но и удобно: предусмотрели внутренние проходы из подъездов в магазины, библиотеку, дом культуры. В холлах подъездов — оранжереи. Даже из мусоропроводов мусор вытягивается вакуумом по гигантским трубам: до сих пор единственная в Москве система.
— Правда, несмотря на правила, выбрасывают в нее все, что попало, — говорит Пальмин. — Поэтому работает она, скажем так, не всегда.
Стены в подъездах облицованы розовым ракушечником, как коридоры НИИ в фильме «Чародеи». Кажется, что это машина времени, и скоро внизу у подъезда покажется оранжевый округлый автобус — он ходил к станции метро «Варшавская», пока не построили «Чертановскую». Как вспоминают старожилы комплекса, если кто-то из обычных утренних пассажиров запаздывал, шофер мог подождать его минут пять… Московская душевность!
Прямая речь
Денис Ромодин, краевед, историк советской архитектуры:
— Этот микрорайон воплощен очень интересно. Необходимо было продумать образец комплексного развития района в условиях московского неоднородного рельефа, где районы часто изолированы от города в целом. Идея прекрасная — дать жителям квартала всю инфраструктуру прямо в доме. При этом изолировать людей и пейзаж от автомобилей. И в этом смысле опыт и схема района вполне актуальна для нынешних жилых кварталов на новых территориях Москвы.