Огонь, вода, отвага

Пожарная часть отметила девяностолетний юбилей
Владимир Назаров, начальник 20-й пожарно-спасательной части, спускается в гараж — встречать наряд, вернувшийся с утреннего выезда.
— Возгорание произошло в подвале, где хранились лакокрасочные материалы, — рапортуют ребята.
Именно поэтому вся форма дежурных перепачкана белой краской.
— Ничего страшного, — улыбается Тимур Халилов, работающий в части более двенадцати лет. — Водоэмульсионка свежая, отмоется легко.
Отмывают форму пожарные здесь же, в гараже, обычным хозяйственным мылом и горячей водой из шланга. За 90 лет своей работы одна из старейших пожарных частей города израсходовала несколько тысяч тонн мыла. Впрочем, вехи истории части исчисляются не только хозяйственным мылом.
— В этом году исполнилось семьдесят лет одному из крупнейших пожаров в нашем округе, — рассказывает Владимир Викторович. — В 1946 году произошло возгорание на заводе ЗИЛ. Крыло завода обрушилось на семерых пожарных. Все они похоронены на Ваганьковском кладбище.
Ценой своих жизней пожарные спасли новое оборудование, без которого производство встало бы. А в тяжелые послевоенные годы остановка работы одного из крупнейших предприятий страны грозила парализовать работу всего города.
— Вообще наиболее серьезные пожары случались в девяностые годы, — рассказывает Назаров. — Трудно забыть, например, пожар на Шарикоподшипниковской улице в 1996 году, когда в огне погиб один из наших лучших пожарных — прапорщик Сергей Лавров.
По словам начальника части Владимира Назарова, официальная причина пожара не установлена до сих пор, хотя расследование велось долго.
— Возможно, это был поджог, — говорит он. — Но официально эта версия так и не подтверждена.
Впрочем, тяжелые времена для части, похоже, закончились.
— Если раньше за сутки было до 10 выездов, то сейчас 3–4, — улыбается он. — Количество возгораний снизилось за счет профилактических действий. Раньше пожары происходили в подвалах жилых домов, на лестничных клетках и чердаках, а сейчас они под замком.
Изменились и средства тушения: на смену воде с землей пришли пенообразователи. Не изменились только причины пожаров.
— Какими бы совершенными ни были технические средства в арсенале у огнеборцев — все они бессильны перед сигаретой в кровати, — считает Назаров.