Чертаново на экранах мира

Выходит новый фильм Федора Бондарчука «Притяжение». Его покажут в 43 странах
Съемки картины велись в условиях максимальной секретности. Накануне премьеры наш кинообозреватель беседует с одним из продюсеров картины Александром Андрющенко (на фото).

— Александр, почему съемки нового фильма Федора Бондарчука были обставлены такой таинственностью?
— Мы в самом начале договорились сохранять сюжет в секрете, и тому были две причины. Во-первых, это интригует, так как новый фильм Федора Бондарчука — уже само по себе событие. Во-вторых, мы тем самым проявляли заботу о зрителях: обычно они расстраиваются, все сразу понимая из трейлеров в ходе рекламной кампании. Им рассказывают фильм заранее. Мы же хотели огромное количество сюжетных ходов сохранить в тайне, повысив тем самым градус удовольствия при просмотре.
Вот и вся концепция секретности. Для ее создания мы даже подписывали со всеми участниками съемочного процесса «соглашения о неразглашении», заклеивали камеры телефонов на площадке и не впускали туда прессу.
— Но все-таки отдельные сведения в прессу просочились, и стало известно, что в картине идет речь о громадной летающей тарелке, которая в аварийном режиме опускается на Москву.
— Наша картина — это полноценный блокбастер о том, как в Москве, в Чертанове, приземляется летающая тарелка, разрушившая большую часть района. Жизнь людей, оказавшихся в зоне падения корабля, меняется: район оцепляют, никто не знает, что ждать от пришельцев и каковы они, — и мы наблюдаем, как разные люди — молодежь, военные и представители разных социальных слоев — переживают первый контакт с ними. Детали я, разумеется, раскрывать не буду.
Скажу лишь, что это большая полноценная фантастическая история про первый в истории современной России контакт с инопланетянами, снятая большим российским режиссером и с огромным размахом.
— Как протекали съемки, что происходило на самой площадке?
— «Притяжение» — четвертый по счету снятый в нашей стране фильм в формате IMAX и во всех других ярких и сочных форматах, что логично для ленты такого масштаба.
Перед съемками у нас был достаточно большой кастинг. Главные роли исполняют молодые артисты, как это часто бывает у Федора Бондарчука. Это Ирина Старшенбаум, дебютантка в большом кино, знакомая молодежной аудитории по сериалу канала СТС «Крыша Мира», и Александр Петров, уже известный по ролям в сериалах «Полицейский с Рублевки», а также в фильмах «Елки-3» и «Неуловимые». Есть, конечно, и «тяжелая артиллерия» в лице Сергея Гармаша и Олега Меньшикова.
Сами съемки проходили с привлечением больших сил новейшей военной техники, и тут нам очень помогало Министерство обороны России. Военные в картине играют важную роль, и зритель увидит все современные технические наработки — БТР, самолеты, танки и многое другое.
Наша съемочная группа, например, была первой, кто работал на авианосце «Адмирал Кузнецов»: специально для этого он выходил в Баренцево море, и мы снимали взлет самолетов, которые сопровождают летающую тарелку. Мы также снимали и на других объектах Минобороны, использовав весь масштаб Российской армии. Важные сюжетные линии призваны популяризовать образ российских военных, правоохранительных органов и доблестных спасательных служб.
Остальная часть съемок прошла в районе Чертаново. Чтобы показать разрушения, которые происходят в Москве, мы, естественно, любимое Чертаново не рушили, а создавали катастрофу при помощи компьютерной графики, что тоже достаточно беспрецедентная история, учитывая тот объем, который пришлось выполнить.
— А как вел себя Олег Меньшиков на площадке? Насколько трудно талантливому режиссеру, привыкшему командовать, подчинять свою волю другому режиссеру?
— Федор Бондарчук давно мечтал поработать с Олегом Меньшиковым. У Олега Евгеньевича очень важная роль, его персонаж — отец главной героини и представитель Российской армии. И мы провели на эту роль большой кастинг, но потом все разом сошлись на кандидатуре Олега Евгеньевича и были счастливы, когда он согласился. Для него это тоже неожиданная работа: Олег Меньшиков в роли полковника — это интересно! На площадке он, конечно, суперпрофессионал.
Старая школа! Это проявляется и в четкости, и в скорости работы. Так как он сам режиссер, то делал все и сразу именно так, как видел и просил Бондарчук. Причем делал это хорошо. Вот это действительно профессионализм и высший пилотаж!
— Мы поговорили о технической составляющей картины. Но хотелось бы понять, о чем ваш фильм, по большому счету? Мы же понимаем, что, каким бы увлекательным ни был аттракцион в техническом смысле, кино войдет в историю, только если там есть глубина, авторская позиция и человеческая составляющая.
— Это история про сегодняшний день, она очень конкретна, и в этом ее достоинство. Когда в узнаваемый нами район падает летающая тарелка с неизвестными целями и персонажами — это меняет нашу жизнь, согласитесь. Мы прежде всего исследуем себя, какими мы, люди России, являемся сегодня: агрессивны ли мы или готовы принять что-то новое; смелы ли или трусим и бежим от опасности; готовы ли бороться, готовы ли принимать нечто новое? «Притяжение» — большое зеркало сегодняшнего дня, и именно это обстоятельство принципиально отличает эту картину от других блокбастеров. Она про нас нынешних, про сегодняшнюю молодежь и взрослых, отцов и дочерей; про то, как мы любим и кто мы есть на самом деле.
Летающая тарелка — это лишь катализатор, который заставляет людей принимать решения. Особенно это касается молодого поколения, так как оно в массе своей неопределившееся. И пока космический корабль не упадет на твой дом, кажется, что люди и не сделают свой выбор.
— В каких местах Чертанова велись съемки?
— В Северном Чертанове снимались «дом главной героини», «школа», а также сами улицы. Мы много раз облетали их на дронах с камерами, привозили туда военную технику. Там нас знают, это точно!
— Помогали ли вам местные жители? Как они реагировали на ваше вторжение?
— Они тактично терпели неудобства. Понятно, что, когда собираешься вынести мусор во двор, а все вокруг оцеплено, перекрыта улица, на которой стоят военные «Тигры», это у кого-то вызывает раздражение, а кого-то и пугает. Но поскольку мы с пониманием и уважением относились к жителям, то и они нам платили тем же. Уверен, что они еще будут гордиться своим районом после выхода картины на экраны. Но в Чертанове мы не первые снимаем, потому что район очень красивый, кинематографичный, привлекающий внимание многих съемочных групп.
— В Америке часто снимаются фильмы-катастрофы, во многих из них рушились на экране башни-близнецы. Не закрадывалась ли у вас суеверная мысль, что созданные на экране разрушения притягивают реальные?
— Ни в коем случае. Скорее наоборот. Я до мозга костей кинематографист. Все хорошие истории кино построены на больших конфликтах, и если верить, что это притягивает какие-то проблемы в нашу жизнь, то лучше этим не заниматься. Скорее мы верим, что кино — это возможность испытать сильные эмоции не в жизни, а комфортно, сидя в кинозале, в мягком кресле.
— Тарелка была компьютерная или все-таки что-то строили?
— Сегодня в российских реалиях летающую тарелку такого масштаба строить нецелесообразно, поэтому корабль полностью создавали при помощи графики, точно так же, как и облик инопланетян. У нас были актеры, которые помогали делать анимацию пришельцев, но внутри, разумеется, не было никого. Вообще сейчас компьютерная графика у нас в стране продвинулась очень сильно вперед, и, хотя специалистов достойных в России не очень много, ведущие студии страны способны составлять конкуренцию Голливуду. Если не в объемах, то в качестве. И в «Притяжении» вы это увидите.
— На кого ориентирован фильм? На отечественного зрителя или собираетесь его продвигать в зарубежный прокат?
— Мы уже продали его в большое количество стран, в том числе в Китай, который взял 30 000 копий. Эта история самобытная и российская, но после нескольких международных кинорынков оказалось, что большая фантастика в наших реалиях интересна и на международном рынке. Я сейчас не говорю о США — с ними всегда сложнее, но в других местах фильм востребован.
Прокатчики поверили в «Притяжение», и им интересно посмотреть, как события, которые «происходили» в Америке много раз, разворачиваются в Москве.
ФОТОПРОЕКТ
Накануне премьеры «Притяжения» мы решили «воссоздать» кадры из трейлера на страницах нашей газеты и отправиться на поиски упавшего корабля пришельцев в Северном Чертанове. Нечетные фото — кадры из фильма, четные — все те же места повседневного Чертанова