В небе осталось имя, и песня осталась в небе

22 января 2017 года. Алла Вербицкая с памятной фотографией Константина Майорова
22 января 2017 года. Алла Вербицкая с памятной фотографией Константина Майорова

22 января на сцене ДК «Братеево» прошел концерт памяти погибших артистов Ансамбля имени Александрова

Фотография в темной рамке и цветы — скромный мемориал главному хормейстеру Ансамбля Российской армии им. А. В. Александрова Константину Майорову.

Кажется, с фото он смотрит тебе прямо в глаза. И улыбается. Открыто, спокойно, очень по-доброму.

— До сих пор в голове не укладывается, — его соседка Алла Вербицкая слезы сдерживает, но дается это с немалым трудом. — Тридцать пять лет в одном доме. Видели мы его, конечно, редко — гастроли. Он всегда был очень скромным. Что он был главным хормейстером, мы узнали только после его смерти.

Трагедия 25 декабря стала тяжелым ударом для всех, кто был знаком с Константином Владимировичем. Соседи не могли поверить, что этого доброго человека, музыканта, работавшего не только с ансамблем Александрова, но и со звездами эстрады, такими как Иосиф Кобзон и Надежда Бабкина, больше нет.

— С самого раннего утра мы начали звонить друг другу, — продолжает Алла. — Весь подъезд, все 16 этажей поднялись, как по команде.

У всех был лишь один вопрос: неужели Майоров, наш Константин Владимирович, окажется в списках погибших? Не верили до конца.

Когда стало ясно, что надежды нет, в доме наступила тишина.

— У дверей подъезда повесили скромное мемориальное объявление, — продолжает Алла. — Несколько дней назад я позвонила его жене, Анне, чтобы пригласить на этот концерт. Она не смогла говорить. После случившегося она закрылась ото всех. Нужно время, чтобы пережить эту потерю, а ведь не прошло и тридцати дней.

У Константина Майорова остались сын Александр и дочь Любава, успевшая подарить своим родителям двоих внуков.

Концерт «Свеча памяти» в Доме культуры «Братеево»
Концерт «Свеча памяти» в Доме культуры «Братеево»

Концерт «Свеча памяти» организовали художественный руководитель Дома культуры «Братеево» Александра Короткова и его директор Татьяна Бойкова.

Нужно было не просто вспомнить выдающихся артистов — помочь.

— У пары погибших артистов балета Екатерины и Олега Карзановых остался маленький сын, пятилетний Артем, — рассказывает Александра. — Екатерина вела в нашем районе хореографический кружок «Радуга». Многие знали ее. Теперь ее ребенок остался только с бабушкой.

Каждому гостю Дома культуры в этот день сотрудники раздали буклеты с номером счета, куда можно перевести средства в помощь маленькому Артему.

— Екатерина Иосифовна была удивительным человеком, — Екатерина и Александр Михалькевич сидят во втором ряду. — У нее занималась наша внучка, Злата. Екатерину, высококлассного профессионала и мудрого преподавателя, знали, ценили и любили родители всех девочек. Иногда мне кажется, что наша внучка ходила на занятия только ради нее. Злата иногда рассказывала: «Представляешь, бабушка, даже если мы не ладим друг с другом, она может так с нами поговорить, так объяснить, что мы с девочками больше не ссоримся».

Ученицы Екатерины Карзановой часто участвовали в городских и окружных мероприятиях, постоянно ездили на различные конкурсы. Их учительница, по словам родителей, была прекрасным организатором.

— Наша Злата все переживает глубоко в себе, — продолжает Екатерина Григорьевна. — После трагедии мы все объяснили ей, но она не могла выразить своих чувств, закрыла их внутри.

Только как-то раз после очередной репетиции уже с другим преподавателем она расплакалась. На мои вопросы она ответила,что просто устала, но я же вижу.

Тяжело перенесла известие о трагедии мама Златы, дочь Екатерины и Александра Анастасия. Женщины часто общались, делились информацией, вместе готовились к мероприятиям.

— Дочь прорыдала весь день, — вспоминают родители. — Переживала очень сильно. А вот Злата, внучка... нет, она не может позволить, чтобы ее трагедию, ее боль видели. Мы знаем лишь одно: иногда она долго не спала по ночам, постоянно о чем-то думала, но нам не говорила.

Этот концерт начался с реквиема — знаменитых «Журавлей» Яна Френкеля и Расула Гамзатова.

— Эта трагедия не оставила равнодушным никого, — говорит заслуженный литератор Союза творческих сил России, действительный член Академии литературной документалистики, поэт Сергей Берсенев. — Она дала понять, кто в нашем обществе остается человеком, а кто показал свое истинное, грязное лицо. Я не стесняюсь этого слова.

Этот концерт — разговор с теми, кого больше нет, разговор, который не требует аплодисментов публики.
За несколько минут до начала зал был заполнен.

Пришли все, кому эта трагедия отдалась болью в сердце. Не было только родственников погибших — они еще не смогли оправиться от потери.

И горела памятная свеча — в каждом сердце своя. И звучали песни, и читали стихи о тех и для тех, кто остался в небе. «Играй на волне оркестр, как в сказке играл Садко...» (строчка из стихотворения Сергея Берсенева «Черное море», посвященного погибшим 25 декабря 2016 года).

СПРАВКА

25 декабря 2016 года в 05:27 по Москве в Черное море рухнул авиалайнер ТУ-154 ВВС России, выполнявший рейс по маршруту Москва — Сочи — Латакия. 84 пассажира и 8 членов экипажа погибли. На борту находились артисты Ансамбля Российской армии им. А. В. Александрова, съемочные группы федеральных телеканалов и Елизавета Глинка (доктор Лиза).

Новости партнеров