Век полковника Вихря

30 ноября 2016 года. Алексей Ботян (слева) с префектом Южного округа Алексеем Челышевым (справа). В этот день префект вручил разведчику памятный знак в честь 75-й годовщины контрнаступления советских войск под Москвой.
30 ноября 2016 года. Алексей Ботян (слева) с префектом Южного округа Алексеем Челышевым (справа). В этот день префект вручил разведчику памятный знак в честь 75-й годовщины контрнаступления советских войск под Москвой. Фото: Пелагия Замятина

Легенде российской разведки Алексею Ботяну исполнилось 100 лет

До недавнего времени его имя было известно лишь узкому кругу людей. И только в середине 1990-х начальство дало разрешение на обнародование нескольких давних операций Ботяна, оставив за чертой секретности десятки других, не менее лихих и виртуозных.

«Майор Вихрь» и «Спаситель Кракова» — именно так называют Алексея Николаевича. Сам ветеран от таких громких имен отнекивается. Говорит, что Юлиан Семенов сочинял
сценарий к телехиту 1960-х, когда Алексей Николаевич был еще засекречен, и образ Вихря был списан с умершего за четыре года до этого Евгения Березняка. А что касается «Спасителя Кракова», то город, говорит Ботян, спасла Советская армия, а он ей помог.

Начав войну с фашистами еще в 1939-м польским зенитчиком, Ботян к маю 1941-го оказался в советской разведшколе, а уже в ноябре в составе разведывательно-диверсионной
группы был в тылу у немцев. Так всю войну и прошагал — впереди наших войск.

— Помимо разведки и сбора информации занимались подрывом немецких эшелонов, — рассказывает Алексей Николаевич. — Ходили в железнодорожной форме на станцию, узнавали, где и когда пройдет поезд, и минировали дорогу. Немцы потом уже наученные были, стали цеплять перед локомотивом два вагона с песком, чтобы при взрыве тот оставался цел.

Так что с отсроченными взрывами пришлось распрощаться: тянули от мины шнур, первые вагоны пропускали и дергали, уже когда локомотив над миной был. Ну а потом деру...

Так, занимаясь разведкой и диверсиями впереди наступающей Красной армии, группа Ботяна к маю 1944 года получила приказ выйти в район Кракова. Ботян и товарищи, пока туда добирались, времени зря не теряли: походя уничтожили полигон для испытаний ракет «Фау-1» и в городке Илжа освободили из тюрьмы группу Сопротивления.

Оказавшись под Краковом, все свое внимание группа сосредоточила на Ягеллонском замке.

— Когда война началась, немцы его превратили в склад оружия и взрывчатки. Мы узнали и все думали, как бы их этого склада лишить. Помог случай. Захватили мы одного инженера-картографа, Зигмунта Огарека. Он служил у немцев, но по национальности был поляком, и нам удалось его на нашу сторону перетянуть.

В итоге поляк помог пристроить ко всей немецкой пиротехнике английскую мину, закамуфлированную под ботиночную подметку.

— Удобная вещь. Вынимаешь чеку, и она через час сама приходит в действие. Так мы склад и взорвали. Немцы с его помощью хотели при наступлении наших плотину на границе со Словакией взорвать, чтобы город затопило. А мы не дали.

Середина 1950-х. Разведчик Алексей Ботян с женой Геленой и дочерью Ириной
Середина 1950-х. Разведчик Алексей Ботян с женой Геленой и дочерью Ириной

Что стоит за этим скромным «мы не дали», нам объяснил военный историк Александр Бондаренко, написавший о разведчике Ботяне целую книгу:

— Замысел немцев был прост: при входе красных в город взорвать плотины в горах, чтобы вода хлынула в Краков. Там к этому времени уже был бы и штаб 1-го Украинского фронта,
и штабы 59-й и 90-й общевойсковых армий, и 2-я воздушная… И тут эта ледяная волна (на дворе январь). И фаустпатроны противотанковые на складе. И ополченцы фольксштурма. Такой выскочит, бабахнет по танку, его застрелят, но танк уничтожен. Это была бы мясорубка! И вся техника оказалась бы под водой, ее же на верхние этажи не поднять. Вот это все Ботян прекрасно понимал и сработал на опережение. Он очень много жизней тогда спас. А Краков… Любой город можно отстроить заново, а вот жизнь прерванную, увы, уже не вернуть.

ДОСЬЕ

Алексей Николаевич Ботян родился 10 февраля 1917 года в деревне Чертовичи, в той части Западной Белоруссии, которая в 1921 году отошла к Польше. По окончании школы был призван в польскую армию. Сегодня это единственный в мире человек, который прошел с оружием в руках всю Вторую мировую войну: в первый же ее день его зенитный расчет уже сбивал немецкие «юнкерсы».

Новости партнеров