Прошел войну ради правнуков

90-летний Валентин Иноземцев всматривается в старую фотографию. На снимке парень с округлыми чертами лица и немного детским взглядом. Таким Валентин Алексеевич в 18 лет ушел воевать.
— Для меня война началась в Москве, — вспоминает Валентин Алексеевич. — Некоторые говорят, что она пришла неожиданно. Нет, мы ее ждали. Повсюду шли разговоры, что уже вся Европа захвачена фашистами и они скоро придут к нам. В то время я жил на Таганской улице, моя мама трудилась на хлебозаводе, и вдруг работникам поручили сушить сухари. Их упаковывали в огромные мешки и отправляли на склад. Все понимали, что это запасы и грядут тяжелые времена.
Через месяц, 22 июля 1941 года, на столицу обрушились первые бомбы фашистских самолетов. Валентин Алексеевич навсегда запомнил ту ночь, когда нервно метались в небе столбы света от прожекторов, ревели в небе вражеские самолеты и кричали люди на земле. Валентина Иноземцева эвакуировали в город Лебядь Липецкой области вместе с мамой, двумя сестрами и младшим братом. Отец Алексей Гаврилович ушел в народное ополчение Москвы, а старший брат Александр Алексеевич участвовал в обороне Москвы, он погиб 22 ноября 1944 года в латвийском городе Салдус.
— В эвакуации мы все, молодые мальчишки, работали, — продолжает Валентин Алексеевич. — Ночью нам привозили хлеб на элеватор. Нагружали мешки по 40 кило- граммов, и мы с телеги тащили их по трапу, ссыпали зерно. И никто не хныкал, мы знали, что это для фронта.
Зимой они трудились на лесозаготовках в лесах при поселке Тума Рязанской области, а летом там же в колхозе. Вне работы Валентин Алексеевич изучал военное дело и к 17 годам разбирался в оружии и знал боевые уставы.

В октябре 1944 года молодых ребят призвали в военкомат. Собралось 17 призывников. Валентина Алексеевича единственного определили разведчиком на 1-й Прибалтийский фронт в контрразведку СМЕРШ (сокращение от «Смерть шпионам!»). Он поехал в учебный пункт в белорусский город Гомель.
— Мы дежурили, охраняли колхозное имущество от бандитов, берегли хлеб для фронтовиков. А вредителей было много! Помню, моего соседа не взяли в армию из-за перенесенной операции, определили на трудовой фронт копать окопы. И он умыкнул к себе домой армейскую лопату. Если бы я сообщил, его бы арестовали и посадили. Но я не стал, пожалел, — рассказывает ветеран.
Среди руин обожженного битвой Гомеля призывники учились воевать. Жили в бараке, спали на двухэтажных нарах. Чтобы не лежать на голых досках, стелили палатки, клали сено и накрывали еще одной палаткой. Мокрую после тренировок одежду приходилось сушить, положив под спину. Постепенно вчерашние юнцы освоились и первые настоящие атаки отразили уверенно, как матерые воины. А 13 апреля 1944 года русские захватили четыре тысячи пленных.
— Разношерстные были — и мальчишки, и пожилые люди. Все измученные, — с жалостью отзывается Валентин Алексеевич. — У кого-то совсем новая форма, а кто-то уже в потрепанной. Сдавали оружие и сами говорили: «Гитлер капут!»
Иноземцев объехал всю Прибалтику. Все это время писал письма домой, умалчивая, как ему порой тяжело. Лишь когда вернулся в Москву и увидел отца, слезы покатились по щекам: «Папа, на войне было страшно…» Валентин Алексеевич продолжил служить в 1-й дивизии Дзержинского. Иноземцев патрулировал улицы и вылавливал бандитов, которых в тот период было немерено. Но после выборов в Верховный Совет СССР в 1946 году, военных снова посадили в эшелоны и отправили в Вильнюс, обеспечивать порядок.
— Помню, светила луна, мы — патрульные автоматчики, шли в полушубках по улице Котовского. Вдруг от дома отделилась тень и поскользила вдоль стены. Мы притаились, схватили. Автомат ему в бок: «Руки вверх!» У задержанного пистолет и нож, значит, пройдет с нами. Повели, а он как махнул в сторону! Хотел сбежать, да получил очередь из трех пуль в ногу. А мимо ехал кучер из комендатуры. Перевязали раненого и увезли. Позже выяснилось, что поймали опасного преступника, которого давно ищут.
После войны Валентин Алексеевич вышел на пенсию в 77 лет. Сегодня у него растут правнуки. Ради улыбок потомков Валентин Алексеевич пережил все ужасы войны и вышел победителем.