Семен Лавочкин - человек, который создал самолеты Победы
9 июня 1960 года скоропостижно скончался один из столпов отечественной инженерной мысли – Семен Лавочкин. За свою жизнь конструктор реализовал множество разработок в авиа- и ракетостроении и заложил принципы, которые используются в современной авиации. Мы предлагаем вам ознакомиться с самыми известными проектами советского инженера.
Свои первые шаги в авиастроении Семен Лавочкин сделал еще в 20-х годах XX века, во время обучения в Московском высшем техническом училище имени Н.Э. Баумана. Инженер участвовал в проектировании первого советского бомбардировщика ТБ-1 в конструкторском бюро Андрея Туполева. Ключевой особенностью машины стал цельнометаллический корпус, который позволил ей обрести звание – первого в мире серийного цельнометаллического тяжелого двухмоторного бомбардировщика-моноплана.
В 1939 году Семен Лавочкин получил должность главного конструктора по самолетостроению в ОКБ № 301. Одной из первых разработок стал самолет-истребитель ЛаГГ-3. Модель стала представителем нового поколения авиации. Машина обладал приличной огневой мощностью, для его создания использовалась новинка того времени – дельта-древесина, которая обеспечивала повышенную живучесть самолета.
Изначально Иосиф Сталин скептично отнесся к новому материалу. Только на личной встрече с Вождем Семен Лавочкин доказал качество новинки. Сталин провел необычное испытание: сначала своей знаменитой трубкой он проверил древесину на защиту от огня, после чего перочинным ножом попытался оставить на образце царапины, результат превзошел ожидания.
После начала войны страна увидела, что сильно отстает в техническом развитии от своего противника. Для сокращения разрыва, советские инженеры зачастую применяли очень смелые и спорные решения.
Семен Лавочкин был одним из таких инженеров. Он продолжил развивать идеи, заложенные в ЛаГГ-3. В 1942 году плодом его трудов стал самолет Ла-5. На испытаниях машина демонстрировала настоящие чудеса в воздухе, конструктору удалось достичь эффективного сочетания мощности и живучести самолета. Первый секретарь Горьковского обкома партии Михаил Родионов, который наблюдал за ходом испытаний, сообщил Иосиф Сталину:
– У Лавочкина качественно новый самолет.
Впервые на боевой вылет Ла-5 отправился 14 августа 1942 года и стал неприятным сюрпризом для вражеских летчиков. Воздушное судно по своим характеристикам практически не уступало немецким Мессершмиттам, которые раньше доминировали в небе.
Весной 1944 конструктор представил новую модель самолета – Ла-7, который существенно превзошел своего собрата по мощности, аэродинамике и огневой мощи. На момент окончания войны, другие страны не смогли создать самолет, который мог превзойти его характеристики. Детище конструктора признали лучшим серийным фронтовым истребителем.
По окончанию войны и с началом гонки вооружений, советским авиаконструкторам ставили все более сложные задачи. Самолеты должны были стать быстрее, маневреннее и смертоноснее. Одним из решений стал реактивный двигатель, который определил будущее развитие авиации.
Следуя за прогрессом, Семен Лавочкин приступил к разработке реактивных самолетов. В 1948 году в небо поднялся реактивный истребитель Ла-15. Основными чертами новой машины стали металлический корпус и стреловидная форма крыла. Проект успешно прошел испытания и был принят в серийное производство.
Развитие авиации диктовало новые требования для средств противовоздушной обороны. ОКБ № 301 получило задачу разработать новый вид вооружения для борьбы с реактивными самолетами. В 1955 году в Москве появилось Золотое кольцо ПВО, на вооружении которого стояла ракетная система ПВО «Беркут» Семена Лавочкина.