Семен Лавочкин - человек, который создал самолеты Победы

Семен Лавочкин. Фото: «Википедия»
Семен Лавочкин. Фото: «Википедия»

9 июня 1960 года скоропостижно скончался один из столпов отечественной инженерной мысли – Семен Лавочкин. За свою жизнь конструктор реализовал множество разработок в авиа- и ракетостроении и заложил принципы, которые используются в современной авиации.  Мы предлагаем вам ознакомиться с самыми известными проектами советского инженера.

Советский бомбардировщик ТБ-1. Фото: «Википедия»
Советский бомбардировщик ТБ-1. Фото: «Википедия»

Свои первые шаги в авиастроении Семен Лавочкин сделал еще в 20-х годах XX века, во время обучения в Московском высшем техническом училище имени Н.Э. Баумана. Инженер участвовал в проектировании первого советского бомбардировщика ТБ-1 в конструкторском бюро Андрея Туполева. Ключевой особенностью машины стал цельнометаллический корпус, который позволил ей обрести звание – первого в мире серийного цельнометаллического тяжелого двухмоторного бомбардировщика-моноплана.

Истребитель ЛаГГ-3. Фото: «Википедия»
Истребитель ЛаГГ-3. Фото: «Википедия»

В 1939 году Семен Лавочкин получил должность главного конструктора по самолетостроению в ОКБ № 301. Одной из первых разработок стал самолет-истребитель ЛаГГ-3.  Модель стала представителем нового поколения авиации. Машина обладал приличной огневой мощностью, для его создания использовалась новинка того времени – дельта-древесина, которая обеспечивала повышенную живучесть самолета.

Изначально Иосиф Сталин скептично отнесся к новому материалу. Только на личной встрече с Вождем Семен Лавочкин доказал качество новинки. Сталин провел необычное испытание: сначала своей знаменитой трубкой он проверил древесину на защиту от огня, после чего перочинным ножом попытался  оставить на образце царапины, результат превзошел ожидания.

Ла-5 в музее на Поклонной горе. Фото: «Википедия»
Ла-5 в музее на Поклонной горе. Фото: «Википедия»

После начала войны страна увидела, что сильно отстает в техническом развитии от своего противника. Для сокращения разрыва, советские инженеры зачастую применяли очень смелые и спорные решения.

Семен Лавочкин был одним из таких инженеров. Он продолжил развивать идеи, заложенные в ЛаГГ-3. В 1942 году плодом его трудов стал самолет Ла-5.  На испытаниях машина демонстрировала настоящие чудеса в воздухе, конструктору удалось достичь эффективного сочетания мощности и живучести самолета. Первый секретарь Горьковского обкома партии Михаил Родионов, который наблюдал за ходом испытаний, сообщил Иосиф Сталину:

– У Лавочкина качественно новый самолет.

Впервые на боевой вылет Ла-5 отправился 14 августа 1942 года и стал неприятным сюрпризом для вражеских летчиков. Воздушное судно по своим характеристикам практически не уступало немецким Мессершмиттам, которые раньше доминировали в небе.

Весной 1944 конструктор представил новую модель самолета – Ла-7, который существенно превзошел своего собрата по мощности, аэродинамике и огневой мощи. На момент окончания войны, другие страны не смогли создать самолет, который мог превзойти его характеристики. Детище конструктора признали лучшим серийным фронтовым истребителем.

По окончанию войны и с началом гонки вооружений, советским авиаконструкторам ставили все более сложные задачи. Самолеты должны были стать быстрее, маневреннее и смертоноснее. Одним из решений стал реактивный двигатель, который определил будущее развитие авиации.

Реактивный истребитель Ла-15. Фото: «Википедия»
Реактивный истребитель Ла-15. Фото: «Википедия»

Следуя за прогрессом, Семен Лавочкин приступил к разработке реактивных самолетов. В 1948 году в небо поднялся реактивный истребитель Ла-15. Основными чертами новой машины стали металлический корпус и стреловидная форма крыла.  Проект успешно прошел испытания и был принят в серийное производство.

Ракета ЗРК С-25 «Беркут». Фото: «Википедия»
Ракета ЗРК С-25 «Беркут». Фото: «Википедия»

Развитие авиации диктовало новые требования для средств противовоздушной обороны. ОКБ № 301 получило задачу разработать новый вид вооружения для борьбы с реактивными самолетами. В 1955 году в Москве появилось Золотое кольцо ПВО, на вооружении которого стояла ракетная система ПВО «Беркут» Семена Лавочкина.