Подпольщик. Курсант. Капитан

Илья Анфимович Заломнов — человек удивительной судьбы, ветеран Великой Отечественной войны, ветеран подразделений особого риска, отдавший Вооруженным силам более сорока лет службы.
Такие люди, как Илья Анфимович, — настоящее национальное достояние. Они вынесли на себе войну и послевоенное восстановление, ковали ракетно-ядерный щит России. В преддверии 90-летнего юбилея ветерана «ЮГ» рассказывают его историю.
МЫ ВСЕ ВОЙНЫ ШАЛЬНЫЕ ДЕТИ…
Родился Илья Анфимович в простой крестьянской семье на хуторе Кастырка Ростовской области. Как он сам вспоминает сегодня, привычку к непростому сельскому труду приобрел с детства. Когда Илье Заломнову было семь лет, его семья переехала в город Шахты, где он пошел в школу-семилетку, оканчивать которую выпало как раз на роковое лето сорок первого.
Весть о начале войны Илья Анфимович узнал, когда был на хуторе у тетки, на своей малой родине в Кастырке.
— Моего отца забрали на фронт на второй день войны, воевал на Западном фронте, — вспоминает Илья Заломнов. — А когда начались бои под Москвой, отца перебросили туда: он подвозил на машине боеприпасы защитникам города. Последнее письмо получили от него в конце сентября 1941-го. Что с ним случилось, мы не знаем до сих пор.
Фронт стремительно приближался к Кастырке. Очень скоро стало ясно, что придется жить «под немцем». Илья Заломнов и другие хуторские мальчишки решили создать подпольную группу и бороться с фашистами.

Юные школьники делали все, что было в их силах — раздавали самодельные листовки, помогали партизанам.
Враг вел себя бесцеремонно. Из 250 домов, бывших в хуторе до войны, уцелели только 10. Многие жители были угнаны, расстреляны или повешены. В такой обстановке народные мстите-ли возникали стихийно, безо всяких указок начальства.
Фашисты скоро раскрыли подпольную группу, куда входил Илья Заломнов. Чтобы нагнать страху на жите-лей, фашисты и местные полицаи-предатели каждый день расстреливали по нескольку человек. Время казни было назначено и для Ильи.
— Накануне расстреляли пятерых моих товарищей. И должны были прийти за мной, — вспоминает ветеран. — В ночь перед расстрелом я не спал, был погружен в свои мысли. Перед глазами прошла вся жизнь — школа, друзья, родные. Под утро я все-таки задремал. Сквозь сон я услышал какой-то шорох у двери сарая, где нас держали, и подумал, что это явились палачи из расстрельной команды. Но случилось чудо. В дверном проеме стояли фигуры в маскхалатах с нашими автоматами ППШ. «Товарищи, вы свободны, выходите!» — сказали они.
Это были разведчики из бригады морской пехоты Тихоокеанского флота.
— Это был самый счастливый день в моей жизни! Я был восхищен мужеством моряков и непременно решил идти служить на флот, — вспоминает Илья Анфимович.
МОРСКОЙ ОФИЦЕР
В 1944 году Илья Заломнов стал курсантом Бакинского военно-морского училища.
— Помимо того что я был отличником уче бы, я активно занимался спортом, был чемпионом училища по плаванию, секретарем комсомольской организации.
В итоге я окончил учебу в числе 25 лучших, и мне было предложено право выбора, где продолжать дальнейшую службу. В Баку Илья Заломнов встретил свою Любочку — девушку с широкой пшеничной косой ниже пояса.
— В этот день в кинотеатре показывали трофейный фильм «Дитя Дуная»: трое молоденьких курсантов училища мечтали посмотреть на исполнительницу главной роли Марику Рекк — танцовщицу и певицу, — рассказывает ве теран.
По дороге встретили трех симпатичных девушек и, познакомившись, пригласили сходить с ними в кино. Те согласились. Когда пришли в кинотеатр, увидели толпу, штурмующую кассы. Компания приуныла. Но Илья пообещал: «Билеты будут!» и по-пластун ски стал пробиваться к кассе. С поля боя вышел потрепанным — без пуговиц, с оторванным хлястиком, помятыми погонами, зато с билетами. Чем сразу покорил сердце Любочки.
Судьба дала им на проверку чувств целых семь лет: окончив Бакинское училище, Илья уехал в Ленинград, где поступил в Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе. Год служил на советской базе в Порккала в Финляндии.
А 17 октября 1951 года они поженились.
— За время своей службы я успел побывать на многих флотах. Коренным образом изменило мою судьбу сокращение, затеянное Никитой Хрущевым, когда резались корабли, подводные лодки… — говорит ветеран.
НА РАКЕТНО-ЯДЕРНОЙ ВАХТЕ
С 1961 по 1963 год Илья Заломнов служил на Байконуре — готовил офицеров для обслуживания систем управления тяжелых боевых ракет. Приходилось непосредственно участвовать в испытании баллистических ракет.
— Я встречался с выдающимися конструкторами того времени — Михаилом Кузьмичем Янгелем и Сергеем Павловичем Королевым. Не секрет, что отношения между ними были достаточно напряженными. Но я бы сказал, что Янгель запомнился мне как очень интеллигентный человек, эрудированный не только в своей области. К сожалению, он умер на свой день рождения, — говорит Илья Анфимович.
Сегодня дело ветерана продолжают внуки — старший, Дмитрий, стал офицеромсвязистом, а младший, Игорь, пошел на флот. При таких героических династиях флоту российскому и армии быть и процветать.