Краткий гид о заработке на космосе и романтиках

Кирилл Янишевский, обозреватель
Кирилл Янишевский, обозреватель

Многие, наверное, и сегодня помнят, что такое МММ и «строительство пирамид». Харизматичный жулик Сергей Мавроди на рубеже советской эпохи убедил от 10 до 15 миллионов (!!!) россиян в том, что если они принесут ему энную сумму, то через некоторое время заработок удвоится, а то и утроится. Кто-то действительно успел заработать на этом сомнительном предприятии, однако большинство осталось с дулей в кармане, заработав только пачку «билетов МММ» со смешным прозвищем «мавродики».

Прошло три десятка лет. Казалось бы, человечество (не только россияне) с тех пор должно было серьезно поумнеть. Однако, как выяснилось, дело МММ живет и здравствует. Пусть и в несколько иной форме.

Начнем издалека. Кроме денег, люди многие века грезили космосом. Десятками и сотнями писались последние пару столетий фантастические романы, с появлением кино повествования стали зрелищнее, и все это — о приключениях отважного хомо сапиенс в глубоком космосе. Там путешественник встречался с дружелюбными или не очень инопланетянами, изучал чуждые культуры и покорял внеземных красоток. Чувство космического одиночества не давало нам покоя, идея «Мы не одни во Вселенной!» стала чуть ли не религией.

Со временем к книго- и теле-празднику жизни присоединились создатели компьютерных игр. Это дало возможность поклоннику научной фантастики превратиться из стороннего наблюдателя в активного участника космических опер, позволило ему проживать собственные истории в виртуальных мирах. Сидя за компьютером, ты становился покорителем пространства, умным, сильным и смелым героем, со своим космолетом — а то и эскадрой… С развитием технологий росли и масштабы смоделированных вселенных, а вместе с ними – амбиции разработчиков игр.

Одна из знаковых фигур жанра «космического симулятора» Крис Робертс в свое время подарил фанатам-космогероям такие игры, как «Wing Commander» и «Freelancer», а потом » ушел на перерыв». Когда в 2012 году, почти через 10 лет, он объявил о начале создания нового проекта, своего magnum opus — «Star Citizen», — поклонники жанра долго рукоплескали.

Идея «Мы не одни во Вселенной!» стала чуть ли не религией

Для создания шедевра Робертсу требовалось всего ничего. «Ничего» он оценил в два миллиона долларов (120 миллионов рублей). Преданные фанаты моментально принесли ему деньги, воспользовавшись популярной площадкой для общественного финансирования (краудфандинга) Кикстартер («Kickstarter»). За месяц удалось собрать в три раза больше средств, чем ожидалось и желалось.

Работа над игрой закипела. А деньги продолжали нести. Сбор продолжился уже на собственном сайте создателей и счета разработчиков космической реальности продолжали пухнуть — почти пять лет подряд.

И вот теперь над головой Криса Робертса все отчетливей виднеется дух Сергея Мавроди. Ведь тот в свое время реализовал мечту любого жулика – продавать воздух за реальные деньги.

По итогам собранных за пятилетку почти 150 миллионов долларов (уже 9 миллиардов рублей) — по уверениям Робертса, исключительно от фанатов, — разработчики «Star Citizen» создали несколько виртуальных космолетов, которые стоят в ангарах. Их даже можно купить — за дополнительные (и немалые) деньги, и после любоваться на них, ожидая, когда же наконец распахнутся «врата новой вселенной» эпического космического симулятора.

При этом цена за такой «экспонат» может достигать двух-трех тысяч долларов (до 200 тысяч рублей). Самый дорогой комплект виртуальных истребителей можно приобрести за 15 тысяч «вечнозеленых президентов».

Однако самое интересное здесь другое. Конечному потребителю — тому, кто в ожидании игры переводил деньги на ее создание, — никто ничего не должен. Если многострадальный «Звездный гражданин» канет в Лету, то разработчики, как в известном анекдоте про ковбойскую кобылу, скажут «Ну не шмогла я, не шмогла». В лучшем случае — покажут финансовый отчет, куда они тратили деньги.

Ну а если вышедшая игра получится не такой, как предполагалось, то «ваши ожидания – ваши проблемы».

Просвета пока не видно. Любители виртуального космоса сидят в обнимку с двумя крошечными, с трудом работающими кусочками игры, которые создатели «Star Citizen» успели родить за пять лет разработки, и ругаются на форумах со скептиками. Скептики, в свою очередь, ругают проект, Криса Робертса лично и усиленно намекают на факт растраты «народных» средств. А сам Крис Робертс продолжает гордо раздавать интервью, как все окупится сторицей — стоит только еще немного поднажать, собрать еще чуть-чуть денег.

Мне это что-то напоминает. Сергей Пантелеевич, перелогиньтесь.

СПРАВКА 

Крис Робертс — американский геймдизайнер, режиссер и продюсер, на счету которого более трех десятков игровых и кинопроектов. Славу ему принесла игровая серия Wing Commander (1990-й год), в которой он (кроме второй части) выполнял функции главного дизайнера и режиссера постановочных роликов с живыми актерами. В 2003 вышла Freelancer, для которой Робертс разработал концепцию и которая также получила культовый статус.

Сергей Мавроди — родился 11 августа 1955 года. Основатель общества «МММ». Осудили в 2003 году за мошенничество в особо крупных размерах.

АО «МММ» — компания, крупнейшая финансовая пирамида в истории Росии, создана в 1989 году Сергеем Мавроди. Учредителями компании являлись Сергей Мавроди, его брат Вячеслав Мавроди и Ольга Мельникова. Названием компании стала аббревиатура из начальных букв фамилий организаторов.

Новости партнеров
Полезные ссылки