Пожарные принимают решение за долю секунды

Огонь — стихия великая. И опасная. Он может превратить огромную территорию в выжженную землю. Охваченный пламенем дом вызывает страх. А для пожарных — это работа. Они заходят внутрь, чтобы спасти жизни. Рискуя при этом своей. Сотрудники 32-й специализированной части по тушению крупных пожаров своими рекордами не кичатся, однако свое дело знают. Корреспондент «ЮГ» провел вместе с пожарными весь день и попытался узнать, как они противостоят собственному страху.
ЛЕГКО НЕ БЫВАЕТ
Дом № 6, корпус 3, на улице Газопровод без преувеличения особенный. Здесь расположена 32-я специализированная часть. Внутри — уникальный тренировочный комплекс для пожарных и спасателей «Лабиринт». Но главное — это 113 профессионалов, знающих, как совладать с пламенем и вырвать из его пасти жизни людей…
— Самые сложные пожары происходят в промышленной зоне, — рассказывает начальник части Сергей Карасев. — Скажу больше — легко никогда не бывает.
2012 год. Один из сложных случаев — пожар на трансформаторе ТЭЦ-26 в Востряковском проезде, одной из крупнейших теплоэлектроцентралей Москвы.
— Загорелся, пошел разлив масла — вытекло 65 тонн.
Тушили долго, — вспоминает Сергей Юрьевич.
Внезапно — сигнал тревоги.
— Газовка! На выезд! Запах газа! — жестко чеканит громкоговоритель.
На сборы и выезд — не более 50 секунд. 20 секунд — надеть «боевку», 30 — чтобы вывести машину.
Выезд. На этот раз ложный — все в по рядке, отбой тревоги.

ПУТЬ В ТЕМНОТЕ
Посреди большого зала — трехуровневый лабиринт.
Входа не видно. Выхода — тоже. Температура как в сауне. Душно. Видимость — нулевая. Повсюду дым. Пробираться приходится ползком.
Крики о помощи. Рука натыкается на решетку. Не открыть. Заперта. Приходится поворачивать обратно.
— В Москве таких теплодымокамер две, — говорит начальник газодымозащитной службы Алексей Бурмистров. — Те, кто должен пройти тренажер, не знают, где вход. А когда на тебе все снаряжение…
Бывали случаи, что после «Лабиринта» некоторые увольнялись. Такую нагрузку не каждый выдержит.
Можно сознание потерять, а можно и в панику впасть. Но сильнейшие идут вперед.
— Пройти лабиринт нужно на время. Чем быстрее, тем лучше. Рекордов не ставим, — отрезает Карасев. — Чем невыносимее тут будут условия, тем легче будет в бою.
ЧЕТЫРЕ МИНУТЫ
Сигнал тревоги. Возгорание двух автомобилей. До места назначения от пожарной части — около 2 километров. Время в пути — четыре минуты.
— Этот вызов был две недели назад, — рассказывает руководитель смены, майор внутренней службы Владимир Сатанцов. — Заявка поступила в 17:03. Через четыре минуты мы на месте. Машины горят. А вокруг все с телефонами, снимают. Нам говорят: почему вы ехали 20 минут? Но это неправда. У нас четкий регламент. 20 минут ехать мы никак не могли. Современный обыватель как думает? Зачем помогать, лучше поснимаем, звонят пусть другие, а время идет, пожар разгорается…
Но большинство, конечно, говорят спасибо.
…Владимир пожарным работает более 20 лет. Четкие черты лица. На губах незаметная улыбка. Говорит, что с выбором помог отец.
— Папа привел меня в пожарную часть, где работал водителем, — говорит Владимир. — Так я и нашел свое призвание.
По его мнению, боятся все.
А кто не боится, тот либо глуп, либо безумец.
— Думаю, человек, выбравший эту профессию, понимает, на что идет, — продолжает огнеборец. — Бодибилдеров вы здесь не увидите. Смена — 24 часа. Ты как пружина взведенная. Не важно, что ты делаешь.
Спишь, ешь… Прозвучала тревога — должен выехать.
ВМЕСТО СНА
Напарник Владимира — молодой Андрей Кулешов.
В 32-й части он год. До этого — специальное училище и армия. Го ворит, с детства знал, кем станет.
— Главный враг — недобросовестность, — говорит Андрей. — Что-то не сделал, не проверил оборудование — все это может оказаться роковой ошибкой. Но такие люди обычно отсеиваются еще при обучении.
По его словам, вызовы бывают самыми разными. Об одном до сих пор вспоминает с улыбкой. Вот позвонил мужчина и сказал, что на пруду нужно спасать утку, иначе замерзнет. Приехали, только потянулись к ней, а она — раз! Улетела! Оказалось, мужик хорошо ее кормил. Вот и не улетала!