Вячеслав Зайцев: Люблю одевать женщин

Выставка московских дизайнеров, организованная совместно с Музеем моды, проходит в эти дни в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Мероприятие совпадет с 80-летием отечественного модельера Вячеслава Зайцева. С ним побеседовала наш обозреватель.
Вячеслав Михайлович, мода — это вечно меняющаяся субстанция, в отличие от самого человека. Что меняет мода в человеке?
Мода для меня прежде всего связана с чувством стиля.
Мне всегда было интересно найти новое решение. За счет чего это делается? За счет тканей, деталей, аксессуаров. У нас недавно проходила выставка. Я думалдумал, да и выставил коечто из старых запасов 1986 года. Смотрелось очень современно. Если костюм делается с сердцем, то это всегда вне времени и пространства.
Вы всегда говорили, что любите одевать женщин. А вот сейчас в тренде — влияние мусульманской моды на российскую. Как вы к этому относитесь?
Меня как-то приглашали в Абу-Даби. Я с удовольствием делал одежду для мусульманских жен шейхов. Знал основные принципы: что именно должно быть закрыто. Успех был колоссальный. Женщины тогда побежали за кулисы смотреть одежду, все желали ее померить. Но она была рассчитана на очень высоких и худых манекенщиц. А мусульманки были маленькими и полноватыми, поэтому они, к своему большому огорчению, ничего приобрести не смогли. Но мне нравится работать для них. И нравятся полные женщины. В мусульманской традиции у женщины непременно должно быть закрыто тело. Но если вы вспомните исконно русский костюм, то там тело тоже закрыто.

Далеко не все знают, что вы увлекаетесь живописью, рисунком. Удается ли писать картины?
Я очень много писал в 1990-е, приехав в Америку. Начинал с утра, заканчивал к ночи — не мог оторваться. И постоянно вспоминал, как в детстве, малышом, меня часто водили в женскую баню, где я видел грудастых женщин рубенсовских форм. Они стали у меня в рисунках проявляться позже.
Женщина — это своеобразный инструмент модельера. В зависимости от того, какую ты нарисуешь, такая модель и получится. Женщина — это тайна, и таковой должна оставаться. Мне нравится разгадывать эту загадку постепенно. А когда на женщине просто кусок прозрачной ткани, не уверен, что буду радоваться появлению такой на улице.
Сегодня я много работаю на компьютере.
Это чрезвычайно интересно, и многое получается гораздо выразительнее и быстрее, чем на бумаге. Я разрабатываю варианты тканей, орнаменты платков, постельное белье, шляпы — возможности тут не ограниченны. Работаю над новой посудой. Не поверите: каждый день в свои 80 работаю до двенадцати ночи, на сон остается по нескольку часов.
Но оторваться невозможно.
Вы возглавляли Дом моды «Кузнецкий Мост», одевали наших звезд эстрады и олимпийцев. Но можно ли сказать, что в Советском союзе была мода как таковая?
Да, я понимаю, о чем вы спрашиваете. На подиуме мы показывали одно, а на улице видели другое.
Помню, как в конце 1970х демонстрировал свою коллекцию в Доме кино, был оглушительный успех! А вышел на улицу, огляделся и спросил себя: «Кто это будет носить?» Ни купить, ни достать.
Но однако вы были первым советским модельером, которого узнал Запад.
Мою коллекцию телогреек для женщин — тружениц села, где были разноцветные дубленки и валенки, а юбки были сделаны из павловопосадских платков, замети ли на Запа де. Это дало мне возможность вскоре познакомиться с Пьером Карденом и Марком Боаном, Ги Ларошем.
Счастливы ли вы сегодня?
Счастлив. Я занимаюсь вот уже более полувека любимым делом.
ДОСЬЕ
Художник-модельер Вячеслав Зайцев родился 2 марта 1938 года в Иванове. В 1967 году получил Гран-при за платье под девизом «Россия» на Всемирном фестивале моды в Москве — в тот период его начали воспринимать как лидера советской моды, и западная пресса присвоила ему имя — Красный Диор.