«Медицинский институт»: как в Бирюлеве готовят медиков со школьной скамьи

На одном из уроков «Шаг в медицину». Фото: Анастасия Бунтова

В 20-х числах апреля шестиклашкам, которые в дальнейшем хотят продолжить обучение в медицинском классе школы №667, предстоит выдержать испытание по русскому языку и математике. Справившихся с заданием, вне зависимости от места жительства, пригласят в профильный 7 класс. Его откроют с сентября.

– Как добрались? И не говорите, пока сюда доедешь… Я сама с севера, и так каждое утро. Я вас понимаю, – Наталия Владимировна Сорочинская, заместитель директора по качеству образования школы № 667, энергично кивает головой. – Знаете, мне ученики подсказали. От нас до станции Бирюлево Товарная ближе, чем до метро. Двадцать минут, и вы уже на Павелецкой.

В ресурсном центре школы № 667. Фото: Анастасия Бунтова

Идейность и паровые трубы

С тех пор, как Наталия Владимировна начала ездить в Бирюлево Западное каждое утро, прошло четыре года. За это время в школе №667 появились предметные модули в средних классах, дисциплинарные профили в старших и несколько профориентационных программ. Инициатором перемен стала новый директор образовательного комплекса Юлия Мартанова. Вместе с замами Наталией Сорочинской, Аллой Кормаковой и Еленой Синяк ей удалось не только реорганизовать учебный процесс, но и усовершенствовать его план.

За новым оборудованием. Фото: Никита Страхов, предоставлено школой № 667

– Так получилось, что когда мы пришли сюда, здесь ничего не было: лишь стандартная сетка расписания и общие дисциплины. И мы поняли, ситуацию надо менять. Какие-то идеи у нас уже были, их оставалось только внедрить. Вскоре в школе появились профильные классы и тематические модули, – Наталия Владимировна посмотрела в окно. За ним возвышались четыре башни ТЭЦ, из которых клубами валил седой пар. – Знаете, мы тут все такие идейные. А по-другому нельзя, перегоришь – слишком район социально сложный.

Химия + биология = медицина

Когда в 2015 году Департамент образования объявил об открытии «Медицинского класса в московской школе», здесь уже готовили ребят по химико-биологическому направлению и тесно сотрудничали с Сеченовским университетом.

В сентябре того же года организацию №667 включили в перечень других 69 школ города – участников медицинского проекта, рассчитанного на старшеклассников. Теоретический курс химии-биологии менялся на более практический с уклоном в медицину. Быстро перестроившись в программе, учебное заведение открыло набор в специальный 10 класс.

– Мы были очень рады, – педагог улыбнулась. – Но сразу же столкнулись с проблемой недобора в десятый. Укомплектованность должна быть 25 человек, это один из основных и самых проблематичных критериев проекта. Набрать 25 ребят-медиков из собственных учеников крайне сложно, а школы района не всегда идут на встречу.

Так в школе №667 поняли, что учеников медкласса проще взращивать самим и заранее.

Ученики 11 А класса с макетами внутренних органов человека. Фото: предоставлено школой № 667
Ученики 11 А класса с макетами внутренних органов человека. Фото: Никита Страхов, предоставлено школой № 667

Чем раньше, тем лучше

Во-первых, ребенок задумывается об образовании по специальной программе за два-три года до ее начала. Во-вторых, его готовят те же учителя, что ведут профессиональные уроки у старшеклассников. Таким образом, семи-восьмиклашка не только целенаправленно продвигается к своей вероятной специальности, но и привыкает к объему нагрузок, манере преподавания, ощущению себя в этой сфере.

Назрин Алхасова, ученица 11А класса школы № 667:

- С выбором профессии я определилась еще в садике. Когда поступила в школу, сначала училась в химико-биологическом классе, потом перешла в медицинский. Сейчас усиленно готовлюсь к экзаменам в вуз, хочу освоить специальность акушера-гинеколога. Факультативные занятия с практикующим врачом в этом очень помогают. Так мы можем не умозрительно или по картинкам в учебнике представить, как происходят многие биологические процессы, а увидеть это с помощью манекенов на практике.

На школьников участие в ранней профориентации оказывает плодотворное влияние, на их родителей – успокоительное. Понимая это, сотрудники организации №667 одновременно с «Медицинским классом в московской школе» ввели что-то подобное и в среднем звене. Помимо медицинского курса, дети с 5 класса получили возможность посещать художественный, спортивный, инженерный, гуманитарный и лингвистический (французский язык) модули. Все бесплатно, но внеурочно. В сетку основного расписания тематические предметы удалось включить только с 7 класса.

Тренировка сердечно-легочной реанимации. Фото: Никита Страхов, предоставлено школой № 667

– Что касается медицины, то ребятам добавили часы по химии, биологии, латинскому языку. Плюс: программные занятия «Старт в медицину» с практикующим врачом и еженедельные теоретические семинары с преподавателем Сеченова, в основном по цитологии, генетике и прочей медицинской биологии, – после короткой паузы Наталия Владимировна добавила: – Нам правда есть, чем гордиться: обычная школа, и такие возможности.

Вам – ресурсы, нам – центр

Спустя год после создания в школе медкласса Департамент образования направил в Бирюлево Западное специальный инвентарь для оборудования ресурсного центра. Манекены для инъекций. Тренажеры сердечно-легочной реанимации. Микроскопы. Инкубаторы. Макеты клеток, глаза, ротовой полости, даже цепи ДНК. Здесь было все, что могли и не могли использовать учителя. Первое, о чем тогда задумалась дирекция: где брать специалистов, которые сами знают и детям могут объяснить, что все это такое? На помощь пришли сотрудники Городской поликлиники № 52.

Проведение курса, основанного на демонстрации и использовании медицинского оборудования, на себя взяла врач-терапевт Елена Свечникова. На ее уроках юные медики стали осваивать, как перевязывать раны, делать уколы, проводить искусственный массаж сердца. В рамках занятий для старшеклассников началась подготовка к утвержденному в 2017 году предпрофессиональному экзамену. Его успешное прохождение позволяет абитуриентам медвузов заработать дополнительные 5-10 баллов к результатам ЕГЭ.

Елена Свечникова, врач-терапевт, ведущая курса «Шаг в медицину» в школе № 667:

– В десятом классе у детей еще нет такого осознания себя как медика. Для них это игра: мы делаем перевязки, инъекции, учимся измерять давление. К одиннадцатому классу отношение меняется, и кто-то даже отказывается от выбранной профессии. Но это уже внутренняя борьба. Многие боятся ответственности за жизнь человека. С одной стороны, мне как преподавателю, обидно, когда уходят хорошие ребята. С другой стороны, я понимаю: значит, я что-то смогла до них донести, смогла вложить в их головы мысль, что работа медика – это не просто так. Нужно реально понимать, сможешь ли ты в ней быть или нет.

О работе и возможностях образовательного ресурсного медцентра Бирюлева Западного. Видео: Никита Страхов, предоставлено школой № 667

– Наличие ресурсного центра подразумевает деятельность школы не только для своих детей, но и для города. Учебный план выкладывается на сайте Департамента ежемесячно, чтобы каждый желающих мог зарегистрироваться на любое понравившееся ему мероприятие. К нам приезжают ребята со всей Москвы. Понятно, что не так часто, как хотелось бы, хотя занятия проходят каждую неделю, но мы же не в шаговой доступности, – педагог иронично пожимает плечами. – Да, у нас интересные мероприятия. Мы можем конкурировать с гимназиями и лицеями. Но вот отдаленность – она, конечно, мешает.

Мурад Джавадов, ученик 11А класса школы № 667:

– Программа нашего медицинского класса – это, в первую очередь, углубленное изучение профильных предметов, то есть химии, биологии, латинского языка. Во остальное внеурочное время мы вместе с учителем посещаем различные курсы и университетские мероприятия: лекции, мастер-классы. Обычно их проводят – или по договоренности с нашей школы, или сразу для всех школ города – Первый, Второй и Третий медвузы.

Билет в будущее

С другой стороны, возможность учиться в школе №667, в радиусе 20 километров от которой нет больше ресурсных центров, – уникальный шанс местным ребятам комплексно получить предпрофессиональное образование. Сидя за партой в Бирюлеве, дети, в будущем видящие себя врачами, смогут и в теории рассчитать химическую формулу, и на практике оказать первую медицинскую помощь.

Ученицы медицинского класса делают инъекцию. Фото: Никита Страхов, предоставлено школой № 667

Юлия Мартанова, директор школы № 667:

– Ни для кого не секрет, что медицинские вузы очень востребованы у московских выпускников, и конкурс туда огромный. Мы знаем, что профессия врача предъявляет очень высокие требования, которыми многие абитуриенты, а потом и студенты не соответствуют. Поэтому уже в предпрофильных классах школа помогает ребятам понять: ту ли  профессию  они выбрали, готовы ли они бороться с трудностями, с которыми столкнуться? Могли ли мы раньше себе представить, что в школе можно будет научиться снимать и расшифровывать кардиограмму, анализировать клетки крови и реанимировать человека с остановкой сердца! Благодаря занятиям в нашем ресурсном центре ребятам это под силу.

Набор в профильный 7 класс здесь осуществляется с четвертой четверти шестого года обучения, в старшую школу – с момента получения аттестата о неполном среднем образовании. Но в обоих случаях есть порог. Помимо желания ребенка учиться профессии, педагоги оценивают: результаты внутренних испытаний по русскому языку и математике – у малышей, средний балл аттестата и показатели ОГЭ – у выпускников.

Мы в соцсетях