Онлайн-музей, «Атлас профессий будущего» и «Машина времени Минск»: чему обучают сегодня московских школьников

Сергей Епифанцев со своими учениками. Фото предоставлено Сергеем Епифанцевым
Сергей Епифанцев со своими учениками. Фото предоставлено Сергеем Епифанцевым

Кто  такой современный школьник? Хулиган, прогуливающий уроки? Или замученный отличник, который вечера напролет зубрит параграфы из учебников? Оказывается, ни то, ни другое. Современный школьник знает, чего хочет от жизни и идет к этому уверенными шагами. Так, например, старшеклассники из школы №1770 структурного подразделения Московского кадетского музыкального корпуса хотят связать свою судьбу с информационными технологиями, а найти верную дорогу им помогает учитель информатики – Сергей Епифанцев.

- Вы ведете бурную проектную деятельность. Почему?

- Дело в том, что мы занимаемся подготовкой непосредственно будущих специалистов для сферы информационных технологий, которые имели бы соответствующие навыки и смогли легко войти в профессию. С другой стороны, мы должны как-то закрепить знания, которые дети получили на уроках. Им нужно их где-то применить, чтобы усвоить. Поэтому мои ученики создают проекты. Причем не просто «для галочки». Они стараются сделать программы и приложения, которые работают и могут быть востребованы.

Ученики школы №1770 работают над очередным проектом. Фото предоставлено Сергеем Епифанцевым
Ученики школы №1770 работают над очередным проектом. Фото предоставлено Сергеем Епифанцевым

- Какие проекты вы уже создали со своими учениками?

- У нас очень много разных материалов. Например, мы с детьми третий год работаем над созданием шаблона программного обеспечения для виртуальных патриотических музеев школ Москвы. То есть мы хотим создать некую модель, которую сможет взять любое образовательное учреждение, добавить туда картинки, видео, 3D-объекты и получить готовый онлайн-тур по своей экспозиции.

Или другой проект – «Атлас профессий будущего». Мы собрали в приложении пока несуществующие вакансии. Это сделано для того, чтобы школьники во время выбора своего будущего пути могли зайти и посмотреть, какие профессии будут востребованы и какие могут появиться с развитием технологий. Это позволит выстроить собственный образовательный трек и идти к своей цели. Например, кто мог подумать, что появится вполне реальная профессия – водитель дронов? Но теперь мы исследуем рынок труда, следим за развитием технологий и, благодаря этому, можем помочь абитуриентам.

- Вы разрабатываете проекты на уровне вашей школы или показываете их на конкурсах?

- Мы никогда не делаем проекты «в стол». Некоторые наши разработки приняты на очень высоком уровне. Например, мы первые школьники, прошедшие бизнес-акселератор Центра «Технологии возможностей». Мы разработали проект, направленный на помощь детям с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Мы создали 3D-симулятор, который позволяет им научиться ориентироваться в пространстве и пользоваться тростью-поводырем. Это планшет с намагниченной поверхностью, на котором расставлены детали, напечатанные на 3D-принтере. С помощью миниатюрной трости слабовидящий ребенок исследует «карту» и запоминает, что где расположено. Так, когда он выходит в реальное пространство, ему проще ориентироваться. Кстати, этим проектом заинтересовался Инновационный центр «Сколково». Нам предложили стать его резидентами и наладить массовое производство таких макетов. Недавно мы подали заявку.

Воспитанники Сергея Епифанцева станут резидентами «Сколково». Фото предоставлено Сергеем Епифанцевым
Воспитанники Сергея Епифанцева станут резидентами «Сколково». Фото предоставлено Сергеем Епифанцевым

- Откуда вы берете идеи для проектов?

- Мы с ребятами часто посещаем разные образовательные секции, конференции, экскурсии. Так, например, мы ходим на «Университетские субботы» в Московский технологический университет, участвуем в проекте Департамента образования «Профессиональная среда» и в программе «Инженерный класс». В самой школе у нас открыт кружок «Юный программист», а еще мы проводим IT-лагери.

- Что это такое – IT-лагерь?

- Это программа дополнительного образования для детей «Виртуальная реальность» по информационным технологиям. В течение нескольких дней проходят занятия по информатике. Их ведут приглашенные спикеры из различных университетов, компаний или из Школы новых технологий. Иногда занятия веду я. Мы делаем это для того, чтобы ребята могли точечно «прокачать» свои знания: мы выбираем тему в зависимости от задач, которые стоят в наших проектах, и углубляемся в нее.

- То есть любой может прийти и послушать лекции профессионалов?

- Нет, чтобы попасть в лагерь, дети проходят довольно жесткий отбор. Эти занятия – поощрение для самых одаренных и целеустремленных ребят. Мы, обычно, занимаемся в группе из 10-15 человек.

Кстати, этой весной у нас был выездной лагерь. Мы с ребятами посетили 51-ю специализированную пожарную часть МЧС, где нам рассказали, как можно использовать квадрокоптеры при разрешении чрезвычайных ситуаций. Эта тема сейчас очень востребована в образовании. А еще мы побывали в научной роте №5 сухопутных войск Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации. Мы первая школа, которая получила туда доступ. Нам рассказали об особенностях службы в частях такого типа. Так как у нас структурное подразделение Московского кадетского музыкального корпуса, многие наши ученики по окончании школы поступают в военные вузы, для них это актуально.

Ребята посетили 51-ю специализированную пожарную часть МЧС. Фото предоставлено Сергеем Епифанцевым
Ребята посетили 51-ю специализированную пожарную часть МЧС. Фото предоставлено Сергеем Епифанцевым

- А вы получаете удовольствие от этой такой насыщенной проектной деятельности или вы просто выполняете свою работу, потому что должны? Это ведь отнимает много времени и сил.

- Я сам по себе такой человек - не могу сидеть на месте. Мне нужно постоянно двигаться. Я считаю, что идти в профессию и не любить ее – это неправильно. Это же я хочу донести и до своих учеников. Хотя, в нашу школу приходят достаточно мотивированные дети. Они понимают, что результат – это, прежде всего, упорная работа. А все эти проекты, лекции, конференции – это хороший инструмент. Конечно, в субботу и воскресение хочется выспаться, никуда не ходить, но я объясняю детям,  что отдыхать можно будет, когда они твердо встанут на ноги, а сейчас можно проспать все на свете и остаться у разбитого корыта: технологии сегодня развиваются очень быстро.

***

Подопечные Сергея Епифанцева очень ценят его. Они в один голос говорят, что учитель направляет их в светлое будущее и помогает встать на ноги. Школьникам остается впитывать науку и трудиться. И делают они это с большим интересом, поэтому места для лени в их плотном графике нет. На каверзные уговоры остаться дома, встретиться лишний раз с друзьями или поиграть в компьютерные игры они в один голос отвечают: «Это, конечно, хорошо, но сейчас наступило время, когда нужно думать о своем будущем, поэтому я занимаюсь стоящими делами».

Новости партнеров