Зайдите через тысячу лет!

Февраль 1930 года. Маяковский на своей выставке «20 лет работы» в Доме печати. Фото: PR-служба галереи на Шаболовке
Февраль 1930 года. Маяковский на своей выставке «20 лет работы» в Доме печати. Фото: PR-служба галереи на Шаболовке

В понедельник «На Шаболовке» открылась выставка «Маяковский. Универсальный ответ записочникам». Она подготовлена совместно с Государственным музеем истории российской литературы имени В. И. Даля.

Наверное, никто из поэтовсовременников не гастролировал так много, как Владимир Маяковский. На концертах слушатели забрасывали его записками.

На некоторые он остроумно отвечал. Получив однажды бумажку со словами «Бессмертие — не ваш удел», поэт выпалил: — А вы зайдите через тысячу лет, там поговорим! Все листочки с отзывами и комментариями Маяковский после концерта уносил с собой. В автобиографии «Я сам» (1928) он признавался: «Собрал около 20 000 записок, думаю о книге «Универсальный ответ» (записочникам).

Я знаю, о чем думает читающая масса». Издать эту книгу поэт не успел, зато сегодня мысли его аудитории можно прочесть на выставке. На ней, помимо собственно записок, демонстрируются «универсальные портреты» типичных слушателей Маяковского — студента и рабфаковки, чекиста, служащего, рабочего, нэпманши, интеллигента «из бывших».

— Прямое взаимодействие Маяковского с публикой выглядит необыкновенно актуально в эпоху соцсетей, когда любой подписчик поэтического блога может отреагировать на стихотворение, написанное минуту назад, — говорит Марина Краснова, заведующая экспозиционно-выставочным отделом Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля.

Один из экспонатов. Фото: PR-служба галереи на Шаболовке
Один из экспонатов.

Действительно, записки ужасно напоминают «комменты» в соцсетях, даже язык во многих такой же безграмотный. Только слушатели Маяковского, в отличие от современных «юзеров», писали так не изза торопливости и не ради эпатажа — просто у многих за плечами были в лучшем случае курсы ликбеза. Поэт собирал (опять же говоря современным языком) массу «антилайков» — грубых, провокационных отзывов.

Но у иных посетителей мнение о нем менялось буквально за несколько минут.

Во многих записках его осуждают за излюбленный способ записи стихов «лесенкой» (таким читателям трудно было понимать, где же в тексте рифмы) и подозревают, что он это делает, чтобы увеличить объем произведения и получить гонорар побольше. А на концерте читатели понимали, что на слух стихи Маяковского воспринимаются как раз отлично.

Дословно*

Стихи хороши подковыристые. Ты подковыриваешь здорово достижения и недостатки советской общественности.

Но почему — Ерш-те в бок они очень сухие и резкие, ты как топором рубишь. Надо их олирикизировать»

■ « Почему Вы в последних своих произведениях «Баня» и «Клоп» стремитесь показать будущее а не хваленное настоящее»

■ «Т. Маяковский! Мы пришли к Вам прямо с работы, очень устали. Может быть Вы нам вместо доклада чтонибудь споете из своих стихов и станцуете пишим с надеждой что вы вывесите на видном месте где Вы чаще всего седите. «Ударная бригада культурных хулиган»»

■ Какое ваше социальное происхождение? Почему у вас такой злой язык и умный?

*Записки из Российского государственного архива литературы и искусства. Орфография и пунктуация оригинала сохранены

Новости партнеров