Первым делом вертолеты: пилоты из столицы успешно выступили на всероссийском чемпионате

Первым делом вертолеты: пилоты из столицы успешно выступили на всероссийском чемпионате. Фото: Марина Харченко

В период с 19 по 20 мая в Тверской области, на территории аэродрома Конаково, состоялся Открытый чемпионат России по вертолетному спорту. Побороться за звание лучшего экипажа приехали команды со всей нашей страны и ближнего зарубежья. Честь Москвы отстаивали сразу несколько сборных.

СПРАВКА

На протяжении двух дней на аэродроме проходили сразу два крупных турнира. Один из них Открытый чемпионат России по вертолетным гонкам.  Всего в нем приняли участие более 30-ти экипажей. Кроме того, на аэродроме состоялся Кубок мира по вертолетным гонкам.

Всего в нем приняли участие более 30-ти экипажей. Фото: Марина Харченко

В 2016 году отечественные пилоты стали инициаторами этих соревнований. На заседании Международной вертолетной комиссии FAI президент Федерации вертолетного спорта России Ирина Грушина выступила с предложением провести Кубок мира в разных странах в 2017 году с целями популяризации этого спорта и международного обмена опытом.

Гонки 2018

Спортсмены стали прибывать в Тверскую область за несколько дней до старта состязаний. Некоторые экипажи приехали 16 мая. На протяжении нескольких дней каждая команда тренировалась по несколько часов. Отметим, что вертолетные гонки, как и в прошлом году, проводились по двум дисциплинам: «Развозка грузов» и «Слалом». Однако в этом сезоне произошли изменения в правилах. Результаты полетов шли в зачет по нескольким классам, в зависимости от уровня подготовки пилотов: Masters и General.

— В этот раз мы проводим Кубок мира и 53-й Открытый чемпионат России с особенным чувством, ведь нынешний год юбилейный: во всем мире отмечается 60-летие вертолетного спорта. Мы очень рады, что вновь удалось принять на уже полюбившемся всем гостеприимном аэродроме Конаково наших коллег и друзей из других стран, — сказала президент Федерации вертолетного спорта России Ирина Грушина.
По словам организаторов, на соревнования приехали почетные гости. Среди них ветераны вертолетного спорта со всей России, знаменитые пилоты и тренеры советской сборной.
Начались соревнования с выполнения упражнения высшего пилотажа — слалома. Оно состоит из нескольких частей. Вертолет должен пройти с полным ведром воды через ворота. Их ширина всего два метра. И последняя, самая сложная задача — поставить его на поверхность, которая совпадает с диаметром ведра. При выполнении упражнений необходима ювелирная точность.

Для гостей мероприятия была подготовлена обширная культурная программа. Фото: Марина Харченко

Несмотря на погодные условия, которые в этом году оказались совсем непростыми: сначала проливные дожди, а в последний день соревнований — палящее солнце, — все участники спортивных состязаний устроили захватывающее шоу для своих зрителей. Когда смотришь за каждым выступлением авиаторов, то у тебя на миг замирает сердце и захватывает дух. Казалось, бесстрашные пилоты с легкостью выполняли все поставленные задачи и с удовольствием махали рукой, наполовину высовываясь из кабины, что, безусловно, приводило в восторг как детей, так и взрослых.

Спортсмены из Москвы

Как и предполагалось, на Открытый чемпионат приехали пилоты  почти со всей России. Они представляли такие области, как: Самарская, Тверская и Московская. Более того, в небо поднялись экипажи из Польши, Украины, Белоруссии и других стран. Отметим, что наиболее многочисленной стала команда из Москвы. Среди опытных и начинающих пилотов были жители Центрального, Северного и, конечно, Южного округов. Так, например, Галина Шпиговская начала летать впервые в 1974 году. И вот, на протяжении 44-х лет она не представляет своей жизни без вертолетов.

Галина Шпиговская начала летать впервые в 1974 году. Фото: Марина Харченко

— В 1979 году мне удалось выполнить нормативы для получения звания мастера спорта. Стоит отметить, что я выступала за сборную Советских Социалистических Республик, а уже потом попала в команду от Российской Федерации. Родители говорили, что еще с детства я мечтала заниматься этим видом спорта. Так сложилось, что в училище поступить не удалось, и я пошла в аэроклуб, — прокомментировала жительница Южного округа, пилот Ми-2 Галина Шпиговская.
Она добавила, что никогда не жалела о своем выборе.

Галина Шпиговская никогда не жалела о выборе профессии. Фото: Марина Харченко

— Летать не страшно. Однако я безумно боюсь качелей — с них можно упасть и пораниться. Другое дело — вертолет. Ты садишься в кресло, и дальше все становится иным. Проблемы покидают твою голову. Есть только ты и небо. Кроме того, если бы вы видели, какие красоты открываются экипажам во время полета. Это не описать словами, — поделилась Галина Шпиговская.

По ее словам, наша страна с высоты птичьего полета еще более привлекательная. Сейчас Галина Шпиговская мечтает научить летать свою внучку. Девочке еще нет и десяти лет, и до первого полета ей  далеко. Однако малышка очень гордится своей бабушкой и мечтает быть как она.

— Сегодняшние соревнования прошли, как всегда, на высшем уровне. В первую очередь потому, что наша Федерация очень сплоченная. Безусловно, как и в любом спорте, есть соперничество. Но с другой стороны, мы все одна большая семья. Приезжая сюда,  всегда получается пообщаться с родными людьми, и это не может не радовать, — рассказала пилот Ми-2 Галина Шпиговская.

Чемпионат по вертолетным гонкам 2018. Фото: Марина Харченко

Отметим, что в состав экипажа, как правило, входят два человека. Так, например, Галина Шпиговская на протяжении сорока лет летает исключительно с оператором Ми- 2 Любовью Губарь.

— За столь большой срок работы вместе мы уже друг друга чувствуем. В полете не возникает никаких проблем. Мне хватает лишь услышать интонацию голоса Любы или увидеть ее взгляд — и тогда сразу становится все ясно, — прокомментировала Галина Шпиговская.

Сейчас этот женский экипаж из Москвы летает не так много. Всего в год удается быть в воздухе около десяти часов.

— Все тренировки проходят на территории аэродрома Конаково. Мы стараемся приезжать каждые выходные и готовиться к новым турнирам и состязаниям. Их в течение года у нас немало, — уточнила Галина Шпиговская.

Отметим, что перед началом сезона каждый спортсмен должен пройти обследование у врачей. По словам самих пилотов, всего им приходится посещать около восьми специалистов. В случае, если врач не находит никаких отклонений от нужных показателей, пилоты и операторы допускаются к участию в состязаниях.

— В связи с тем, что я пилот-любитель, то прохожу комиссию раз в два года. Но в течение 12-ти месяцев мы обязаны регулярно бывать на приеме у врачей, — уточнила пилот Ми-2 Галина Шпиговская.

Аэродром Конаково. Фото: Марина Харченко

Добавим, что заниматься вертолетным спортом можно с 18-ти лет. Закончить свою карьеру спортсмен в праве в любом возрасте, все зависит от его состояния здоровья.

Ежегодно для зрителей Открытого чемпионата по вертолетным гонкам организаторы готовят обширную программу. В этот раз гости спортивного праздника смогли не только увидеть и пообщаться с лучшими авиаторами страны, но и послушать выступление рок-группы «ТАTTOOIN».

Первым делом вертолеты

Запоминающимся моментом лично для меня стал – первый в жизни полет на вертолете. Можно сказать, что это было как в кино. Оператор дает команду пилоту, тот отвечает по рации, что готов к взлету. Спустя пару минут наше воздушное судно поднялось в небо.

Вид из кабины вертолета. Фото: Елена Кульбак

Как и говорила Галина Шпиговская, пейзаж, который  каждый раз может увидеть любой член экипажа, просто невероятный. Зеленые макушки деревьев, люди которые ходят по территории аэродрома. Помимо захватывающих пейзажей, мы смогли ощутить и минуту экстрима. Так и хочется сказать: «Уйду в пилоты, пусть меня научат».

Итоги состязаний

Пьедестал в индивидуальном многоборье разделили московские экипажи. На третьем месте Максим Сотнико, Олег Пуоджюкас, на втором Андрей Орехов и Вадим Сазонов, а «золото» — у Юрия Яблокова и Константина Подойницына, которые также стали триумфаторами этапа Кубка мира в классе Master. Отметим, что эти состязания были одними из самых ранних крупных авиационных мероприятий сезона. Можно сказать, что соревнования были своеобразной генеральной репетицией перед 16-м Чемпионатом мира по вертолетному спорту, который состоится в Минске в июле 2018 года.