Его называли рыцарем неба

Петр Вострухин вошел в историю как легендарный летчик. За годы Великой Оте чественной войны он совершил более сотни боевых вылетов. 19 июля исполнится 75 лет со дня его смерти. Уже более десятка лет в Колледже связи № 54 имени Героя Советского Союза Петра Вострухина, один из корпусов которого располагается на улице Судостроительной, работает родная племянница летчика Ольга Овчинникова. Она подготовила книгу о дяде, которая совсем скоро увидит свет. И именно ее усилиями был создан в колледже музей, где мы и встречаемся.
Небольшая комната полностью в стеллажах, на которых расположены фотографии, каски времен Великой Отечественной войны и личные вещи знаменитых выпускников колледжа.
— Вот мундир генерал-майора Алексея Постнова, который в 1943 году получил звание Героя Советского Союза, — показывает экспонаты Ольга Овчинникова. — А вот очки Героя СССР Ивана Кузенова.

Жаль, что не осталось личных вещей дяди хранительницы музея — Петра Вострухина, но на центральном месте весит его портрет и целая экспозиция из газетных публикаций. Например, в газете Военновоздушных сил Красной Армии «Сталинский сокол» от 1 мая 1943 года статья самого Вострухина, подписанная как «трижды орденоносец гвардии лейтенант».
Боевой офицер рассказывает, как получал именной самолет «Балашовский колхозник»: «В начале марта меня вызвали в штаб. «Вам, товарищ Вострухин, выпало большое счастье, — сказал командир, — будете летать на самолете, построенном колхозниками Саратовской области». Прямо скажу, что это сообщение обрадовало меня. Такое почетное доверие свидетельствовало о хорошей оценке моей прошлой работы. 5 марта я вместе с товарищами в первый раз вылетел на новой машине в боевой полет. Подойдя к линии фронта, мы заметили большую группу немецких истребителей «ФВ-190». Их было 18, мы же летели шестеркой, но зато у нас было превосходство в высоте.
Использовав это, мы стремительно атаковали врага. Я сверху сзади настиг немецкого ведущего. Подойдя на дистанцию 50 метров, дал несколько коротких очередей. Немецкий летчик тоже успел огрызнуться огнем, но промахнулся, а его самолет моментально вспыхнул и у всех на глазах сгорел в воздухе. Эта победа меня еще больше воодушевила, придала мне новые силы для борьбы с врагом. Развернувшись, я увидел перед собой другого «Фокке-Вульфа», который пытался зайти мне в хвост.
«На лобовую», — мгновенно пришло решение. И мой «балашовец» понесся вихрем на врага. Немец настойчиво летел мне навстречу. И все-таки нервы у него не выдержали. Он взмыл горкой и стал уходить. Я устремился за немцем, настиг его и обстрелял короткими очередями. Вражеский самолет покачнулся, а затем быстро пошел вниз и врезался в землю. Так в этом бою я сбил две немецкие машины. Это было боевое крещение «балашовца».
Вострухин описывает, как вскоре они встретились с группой «Ю-87». Схватка была короткой, но жаркой. «Мой личный боевой счет на этой машине увеличился до 14 сбитых вражеских самолетов, — делится в публикации лейтенант. — Я думаю, что не остался в долгу перед колхозниками Балашовского района Саратовской области, построившими на свои средства этот замечательный самолет». Знаменательно, что именно в день публикации статьи, 1 мая 1943 года, Петру Вострухину было присвоено звание Героя СССР.
На одной из витрин воспоминания однополчанина Николая Трофимова, который был механиком и обслуживал самолет героя: «Командир знал о нашей дружбе с летчиком, поэтому предложил посетить его мать, вручить ей награды погибшего сына — орден Отечественной войны, гвардейский знак и документы, в том числе и о присвоении звания Героя Советского Союза. С волнением мы вылетели в деревню Выхино, где жила мать Петра. Дверь дома открыла Анна Федоровна и приветливо пригласила нас пройти. Навстречу со стула поднялась одна из сестер — Галина Михайловна. Представившись, я неспешно достал из полевой сумки драгоценные Петины награды и, волнуясь, вручил их во вздрагивающие руки матери. То, чего опасался, как самого тяжелого наказания — слез женщин, — не было. И отлегло на душе».