Маленькие мечты жителей большого города

Фото: Анна Быкова
Маленькие мечты жителей большого города. Фото: Анна Быкова

Что первым всплывает у вас в голове, когда вы представляете дом своей мечты? Высокие потолки, большие окна, пол, уложенный паркетной доской, и полностью застекленный балкон с москитной сеткой? Если да, то, кажется, в душе вы дизайнер жилья по реновации. Но если вы всегда оставались программистом из Бирюлева или учительницей из Нагатинского Затона, проживающими в пятиэтажке? Что приходит на ум вам? А главное, какие у вас ожидания от будущей реновационной жилплощади? Мы не стали гадать и выяснили это.

Дом, этаж, квартира, комната — изначально все может быть одинаковым, но стоит туда заселить людей, и во что превратятся апартаменты, узнают лишь их хозяева и гости. Потому что место — одно, а люди — разные. У Ивановых вдоль стены появится кожаный диван, у Петровых — сервант с китайским фарфором, а Сидоровы вообще снесут стену и сделают вместо нее проход на кухню. Стена-то одна, только фантазии у всех разные…

Фото: Пелагия Замятина
Реновационный район. Фото: Пелагия Замятина

Тихон, 10 лет. Улица Речников

В свои десять Тихон уже привык обходиться малым. И хотя для мальчика это вынужденная мера — чтобы в комнате, которую он делит со старшим братом, умещались не только его вещи, — папа хвалит Тихона за это как за черту характера будущего мужчины. Ласково называет своим маленьким спартанцем.

Тихон очень дорожит своим личным пространством. У него оно ограничивается нижним этажом в детской двухъярусной кровати, но зато здесь Тихон — царь. Иногда ему приходит в голову обойти свои владения, тогда мальчик заправляет концы покрывала за перекладины верхнего этажа и спускает ткань так, чтобы она полностью скрывала его спальное место от чьих-либо глаз. «Лепота», — шепчет Тихон, как Иван Васильевич из гайдаевской комедии, и прищуривает от удовольствия глаза.

Если Тихона спросить, что он ждет от реновации (а перед этим объяснить, что такое реновация), Тихон ответит:

— Хочу раздельные кровати, большой стол и настоящее пианино, — сейчас мальчик играет на флейте и складывающемся каждый раз после домашних занятий музыкой синтезаторе. — И чтобы не было так тесно в комнате, а окна были больше. И вот еще! Сейчас в спальне родителей стоит большой террариум с моим гекконом. Как только мы переедем, питомца надо перенести к нам с братом.

В своих намерениях по отношению к геккону Тихон наиболее серьезен. У мальчика даже складка между бровей появляется, когда он говорит об этом. О реновации маленький спартанец знает не много, но если с ее помощью в их с братом комнате найдется место для домашнего животного, Тихон ждет и возлагает на нее большие надежды.

Фото: Антон Гердо
Спальня. Фото: Антон Гердо

Наталья, 49 лет. Улица Речников

Мама Тихона Наталья тоже ждет. Больше всего ее утомил вечный склад на балконе: велосипеды, самокаты, снегоходы, бытовая техника… Была бы новая квартира, все бы стояло либо в кладовой, либо в прихожей. Но пока это лишь мечты.

Сначала женщина с супругом пыталась решить проблему, встав в очередь по улучшению жилищных условий. Но прошло тринадцать лет, а изменений не последовало. Потом Правительство Москвы заговорило о реновации, и, как только стало возможно, пара присоединилась уже к этой программе. Сейчас семья надеется на «лишние» квадратные метры жилой зоны и подсобное помещение рядом с прихожей.

— Как бы было здорово иметь вместо узкого загроможденного балкона просторную зону, застекленную от пола до потолка. Поставить на ней кресло, а лучше два, небольшой столик и пить по вечерам чай, встречая закат, — в голове Натальи эта картинка уже давно сложилась, для полного счастья нужна еще только большая кухня.

Наталья — домохозяйка, у нее много разных блендеров, мясорубок, соковыжималок. Но пока достанешь их друг из-под друга, да с верхних полок, времени потратишь столько же, сколько бы отвел на приготовление чего-нибудь более простого из блюд. Поэтому кухонную технику Наталья больше не достает, женщина устала. Ей хочется поставить все вниз, на столешницу, и больше не играть в этот тетрис из коробок.

Фото: Антон Гердо
Кухня. Фото: Антон Гердо

Юлия, 42 года. Улица Судостроительная

Шесть лет назад Юлия родила второго ребенка. Ее старшему на тот момент уже исполнилось двенадцать. Сейчас они живут на десяти «квадратах» вчетвером: жена, муж, дочь и сын. В соседней комнате — семья отца с мачехой и двумя их общими детьми. Из-за сложных отношений и разницы в возрасте Юлия так и называет младших отпрысков — «дети отца». Когда же в квартире разгораются шекспировские страсти, женщина сравнивает словесные дуэли с родными с враждой Монтекки и Капулетти.

Раньше, чтобы попасть в комнату Юлии, надо было пройти через комнату отца. Теперь в проходной огорожен ведущий к молодым самодельный коридор и поставлена отдельная дверь. На небольшом квадратике перед входом в жилое помещение умещаются вешалка с верхней одеждой и коробки с обовью. В общей прихожей у семьи стоит только стеллаж для сезонной обуви. На кухне Юлия пользуется плитой, мойкой и личной тумбочкой под всякую утварь типа сковородок и кастрюль. Все остальное хранится в комнате, в том числе малогабаритный холодильник и обеденный стол.

Фото: Антон Гердо
Гостиная. Фото: Антон Гердо

— Самое невыносимое для меня — понимать, что ни у моей девятнадцатилетней дочери, ни у моего шестилетнего сына нет личного пространства. Про нас с мужем вообще молчу. Сейчас младший пойдет в первый класс, так мы всю голову себе сломали, где ему заниматься, куда класть книги, как не мешать сестре-студентке. Говорят, с реновацией автоматически будет проводиться улучшение жилищных условий. Ой, как я жду… — после глухого «ой» Юлия шумно набирает воздух в легкие.

Смеется, что грамотно организовать пространство ей помогает муж. Уж очень он дисциплинированный и умный мужчина. Но главное, у мужа под Тверью есть собственный гараж, там они с Юлией и берегут большую часть своих вещей, гардероб детей. Каждую осень и весну оттуда в столицу перекочевывают снегоходы и самокаты, летняя и зимняя одежда, посуда и книги. Места держать все это в нынешней квартире у семьи банально не хватает.

Шоу-рум на ВДНХ. Видео: Фонд реновации, Youtube

А знаешь, все еще будет

Чего же ждать москвичам, в скором времени переезжающим в дома по реновации из пятиэтажек? Современные квартиры — как это будет?

А будет очень мило, визуально ненавязчиво и комфортно. Площадь нового жилья составит не меньше, а даже больше «квадратов», чем было до этого. Размеры квартиры увеличатся за счет более просторных кухни, прихожей, коридора, ванной и туалета.

Входные двери поставят металлические, с утеплением на зиму и повышенной звукоизоляцией, а межкомнатные сделают деревянными, украшенными фурнитурой. Окна представят собой двухкамерные стеклопакеты, защищенные на лето москитной сеткой.

Стены в комнатах оклеят современными обоями на флизелиновой основе. Потолки покроют латексной акриловой краской и сразу оборудуют подключенными люстрами. Пол жилых помещений уложат ламинатом со звукоизоляционной прокладкой. Помимо этого, по всей квартире специалисты установят розетки и выключатели утопленного типа, в плинтусах проложат кабель-каналы.

Что касается кухни, то ее оклеят обоями светлых тонов, предназначенными для покраски. Фартук из белой плитки выложат не только над раковиной, но во всю длину рабочего пространства. Мойку поставят из нержавеющей стали, а плиту сделают электрической.

Ванная и туалет в новых домах будут раздельными. Пол и стены полностью облицуют плиткой нейтральных оттенков. Систему освещения рабочие обеспечат накладными водостойкими лампами.

Вот он, дом мечты по стандартам реновации.