Путешествие в сказку: как «Коломенское» впервые приняло фестиваль «Круг света»

Световая инсталляция «Золушка». Скриншот: видеохостинговый сайт YouTube, видео «Фестиваль «Круг света» на территории музея-заповедника «Коломенское», Евгений Фурашов
Световая инсталляция «Золушка». Скриншот: видеохостинговый сайт YouTube, видео «Фестиваль «Круг света» на территории музея-заповедника «Коломенское», Евгений Фурашов

Узоры с многослойных одеяний Шахерезады из «Тысячи и одной ночи», вековые дубы с берегов загадочного Лукоморья из «Руслана и Людмилы», дворцы, принцы и короли, придворные, лесные обитатели, а главное свет, много света и оптических иллюзий. Вот как прошел Московский международный фестиваль «Круг света» с 21 по 25 сентября в музее-заповеднике «Коломенское».

Его ждала вся Москва, весь Южный округ. И не только потому, что это стало доброй традицией, и в «Царицыне» снова под светомузыку запели бы фонтаны, а на фасаде Большого дворца заплясали гигантские проекции фрейлин и пажей Екатерины II. Жители юга до последнего гадали — присоединится ли к масштабной программе музей-заповедник «Коломенское». Многим хотелось, но мало кто в это верил. Особо оберегаемая территория, древние постройки, неудобная локация — причин было достаточно. Интригу удалось сохранить до появления первых анонсов. Наконец в середине августа организаторы раскрыли все карты: «Круг света» идет в «Коломенское»!

Спасские ворота со световой инсталляцией «Тысяча и одна ночь». Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедника «Коломенское»
Спасские ворота со световой инсталляцией «Тысяча и одна ночь». Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедника «Коломенское»

Ждали «Круг», а явился целый мир. Вместе с циклическими показами световых шоу на фасадах зданий бывшей царской резиденции и световыми инсталляциями в парке в «Коломенском» на эти пять дней поселилась целая Вселенная сказок. Здесь на Спасских воротах разворачивал свой ковер-самолет Алладин, Василиса Прекрасная пряла золотую нить у стен Храма Вознесения, а в кустах и на кронах деревьев гримасничали скоморохи и шуты. Дети были в восторге, взрослые — приятно удивлены.

Евгения Федорова, жительница района Нагатинский Затон:

— Очень ждали «Круг света» в «Коломенском» и рады, что в результате все получилось. Мало того, что местным жителям не пришлось ехать в центр, так еще и удалось увидеть саму резиденцию «Коломенского» в новом свете.

Видео: «Московский международный фестиваль «Круг света» впервые пройдет в «Коломенском», МГОМЗ Медиа. Видеохостинговый сайт YouTube

Все вращалось вокруг, как оживший 3D-мультфильм: ярко, объемно, хорошо прорисовано. И в то же время необычно, фантастически и удивительно, привычно только для сидящих на плечах у пап малышей, которые сами все еще пребывали в мире народных сказок и диснеевских персонажей. Но даже юные зрители иногда охали, завороженные магией света. Когда у лестницы Дворцового павильона времен Александра I вдруг задвигались скульптуры львиц, лукаво щурясь и быстро мигая зрачками, детвора тихо выдохнула: «Страшно…». Но продолжила смотреть, потому что оторваться было невозможно — интересно же, что дальше!

Олег Ерофеев, житель района Москворечье-Сабурово:

— Пришли на фестиваль всей семьей, очень довольны. Смотрим с детьми каждую инсталляцию, а потом спрашиваем у них — какую сказку нам показали. Больше всего ребят впечатлила инсталляция «Золушки».

Дворцовый павильон 1825 года со световой инсталляцией «Тигры». Фото:предоставлено пресс-службой музея-заповедника «Коломенское»
Дворцовый павильон 1825 года со световой инсталляцией «Тигры». Фото:предоставлено пресс-службой музея-заповедника «Коломенское»

Взрослые же сами как будто становились частью представления. В поглотивший город вечер они гуляли по огромной заповедной территории словно шварцовские тени и периодически своими черными и продолговатыми силуэтами возникали на фасадах белокаменных зданий между героями той или иной световой проекции.

Все вместе это воспринималось очень необычно. Из-за оптических иллюзий, темноты и большого количества людей было непонятно, что реально, а что — нет. Лес наполнялся миражами, а стены дворцового ансамбля превращались в одну огромную сводчатую залу для проведения шумных маскарадов и балов. Прямо на глазах искушенной публики здесь смеялись гигантские венецианские маски, оживали таинственные звери, становились реальностью сновидения Оле Лукойе, а на деревьях вырастали молодильные яблочки.

Храм Вознесения со световой инсталляцией «Сказочные часы». Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедника «Коломенское»
Храм Вознесения со световой инсталляцией «Сказочные часы». Фото предоставлено пресс-службой музея-заповедника «Коломенское»

Каждая аллея парка динамично подсвечивалась прожекторами с разноцветными лампами. По-праздничному разукрашенным стоял Казанский храм — его фасад не стали делать площадкой для представления, и теперь он просто украшал своей древней архитектурой фестиваль. От храма две мерцающие тропы вели направо и налево. Перед теми, кто шел к старинной медоварне, разворачивалась история из сказки «Золушка». Тем же, кто направлялся в противоположную сторону, предстояло пройти через «Загадочную поляну» и очутиться в «Театре теней».

Марина Просина, жительница Даниловского района:

— Была на нескольких площадках «Круга света» в этом году и приятно удивлена тем, как это сделали в «Коломенском». Несмотря на то, что здесь не так много места для световых представлений, фестивальные зоны радуют своим разнообразием.

Видео: «Фестиваль «Круг света» на территории музея-заповедника «Коломенское», Евгений Фурашов. Видеохостинговый сайт YouTube

Церковь Вознесения, вид на которую открывался за Передними воротами, возвышалась многоуровневой башней «Сказочные часы», сложенной из разноцветных кирпичиков света. Рядом с ней транслировался видеоспектакль «Спящая красавица». На протяжении пяти дней в «Коломенском» показали почти 18 часов «сказки». Несмотря на то, что музей-заповедник впервые принимал гостей «Круга света», в общей сложности здесь собралось около 77 тысяч детей, молодежи и взрослых. Планируется, что в следующем году «Коломенское» снова станет площадкой фестиваля.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Культурный эксперимент: как ЗИЛ продолжает делать «новых людей» (далее...)