Елена Исаева: Вывожу на сцену своих соседей
С 30 ноября по 2 декабря в Театре Российской армии пройдет драматургическая мастерская «Исторические лица» — театрализованные читки новых пьес. Одна из руководителей мастерской — писательница Елена Исаева, жительница Нагатинского Затона.
— Елена Валентиновна, почему вы поселились в этом районе? Моя мама была редактором киноотдела Центрального бюро научно-технической информации Министерства речного флота. Оно находилось на пойме, там, где сейчас станция «Технопарк».
— В 1986 году мы перебрались с севера Москвы на проспект Андропова, чтобы жить поближе к ее работе. Наша первая квартира в этом районе была в доме № 42, прямо напротив Коломенского. В 2003 году мы переехали в другой дом на этом же проспекте.
— Вы, конечно, сразу влюбились в эти места?
— Разумеется — и в парк, и в церковь Вознесения, которая тогда была еще не отреставрирована. Ближе к дамбе был пляж, мы ходили туда всей семьей. Рядом с метро, там, где сейчас супермаркет, был луг, каждую весну весь желтый от одуванчиков. Мы с сыном играли там, плели венки…
— Трудно было находить время для творчества, пока сын был маленький? Ребенку ведь не объяснишь, что мама не просто так за столом сидит и не может пойти поиграть?
— Пьесу «Счастливый Моцарт» я писала в библиотеке № 136, которая рядом с метро «Коломенская». Говорила Юрочке, что иду на работу, а сама уходила на целый день в читальный зал, обкладывалась книжками. А там высоченные окна — от пола до потолка практически. И как-то раз сижу — и вдруг слышу радостные крики с улицы. Мама повела Юрочку гулять, и он меня через это окно углядел.
— Места, в которых вы живете, влияют на ваше творчество?
— Темпоритм, в котором ты существуешь, накладывает отпечаток на тексты. Когда рядом большой парк, это дает какую-то сосредоточенность и отстранение, возможность подняться над собой и бытом, осмыслить вещи, которые в других обстоятельствах осмыслить было бы сложно.
— А более конкретные влияния были?
— В автобиографической пьесе «Про мою маму и про меня» (она, кстати, сейчас идет в областном ТЮЗе «Царицыно») есть эпизод, когда к нам заходит соседка и рассказывает случай, произошедший с ней на фронте. Это история нашей соседки по дому на Андропова, 42, Раисы Волковой. А в пьесе «Двор как уходящая натура» описаны дорогие моему сердцу сценки, происходившие в нашем дворе между пожилыми людьми. У них была своя жизнь, кто-то влюблялся, кто-то ссорился. В пьесе пожилой человек отдает соседке семейный альбом с фото, потому что знает, что после его смерти альбом будет никому не нужен. Персонаж этот списан с нашего соседа Александра Ивановича, прошедшего всю войну, который жил в доме № 40. Только в реальности, к сожалению, мы альбом забрать не успели.
— Хорошо менять реальность силой фантазии!
— Мне это удается не только в пьесах (смеется). Я работаю за компьютером, спина устает… А ближайший бассейн — возле «Автозаводской», ездить далеко. И я не раз говорила: «Вот был бы у нас бассейн рядом с домом — ходила бы туда регулярно!». И однажды открываю глаза — а в фитнес-центре, который напротив нас, новая вывеска: «Бассейн». Пришлось записаться туда, я же себе это обещала. Они-то и не знают, что открылись там, потому что я это загадала! Буду и дальше работать в этом направлении.
— И что бы вы еще пожелали своему району?
— Я бы открыла тренажерный зал прямо в нашем доме, в подвале. Уверена, что все соседи стали бы заниматься какой-нибудь йогой или пилатесом. Хотела бы, чтобы поскорее построили филиал МХТ на пересечении проспекта Андропова с Нагатинской: он мог бы стать культурным центром всего Южного округа. И еще хочется, чтобы рисунок района сохранялся и парк «Коломенское» оставался самым значимым местом.
СПРАВКА
Елена Исаева (Жилейкина) родилась в Москве. Окончила факультет журналистики МГУ (1989). Соавтор сценариев к сериалам «Бедная Настя», «Татьянин день», «Не родись красивой» и другим. На протяжении многих лет руководит литературной студией МГТУ имени Баумана. Член Союза писателей Москвы, член Союза театральных деятелей. Лауреат премии за лучшую историческую пьесу «К 850-летию Москвы», малой премии «Триумф» и других профессиональных наград.