Евгений Герчаков: После съемок у Германа я стал другим человеком

19 ноября 2013 года. Актер Евгений Герчаков в образе Сальвадора Дали. Фото: PHOTOXPRESS
19 ноября 2013 года. Актер Евгений Герчаков в образе Сальвадора Дали. Фото: PHOTOXPRESS

Буквально через месяц, к Новому году, на экраны страны выйдет фильм «Бабушка легкого поведения — 2», где дядю главного героя Сани исполняет блистательный комедийный актер, народный артист России Евгений Герчаков. О том, каково мужчине, пусть и для роли, ходить на каблуках, актер рассказал «ЮГ».

— Евгений Аркадьевич, нас снова ждет встреча с аферистом Сашей Рубенштейном и вашей командой пенсионеров, теперь перекочевавшей в Москву. В первом фильме вашему племяннику, роль которого исполнял артист Александр Ревва, пришлось облачиться в женское платье. Вас такая участь в творческой судьбе тоже ведь не миновала?

— Ну, как же, как же! Мне приходилось переодеваться в бабульку в картине «СтаруХа-Рмса». Если помните, то и в «Ширли-Мырли» я играл томную арфистку. Да и в «Клубничке» тоже был женщиной. Надеть каблуки и пройтись в них перед камерой мужчине-артисту совсем непросто. Тем более ценен для меня приз фестиваля «Киношок» «За лучшую женскую роль», который я там получил.

— Интернет обошел клип: вы появляетесь на юге столицы на одной из улиц в образе Ива Монтана в окружении трех великолепных женщин.

— Я играю в спектакле «Монтан и его ж...». А три окружающие моего героя женщины — это Эдит Пиаф, Симона Синьоре и Мэрилин Монро, которые сыграли огромную роль в его творческом становлении.

— Биография Ива Монтана в чем-то перекликается с вашей. У вас ведь тоже было три семьи. Какой должна быть женщина, чтобы обратить на себя ваше внимание?

— Я по знаку — Лев. Поэтому моя женщина должна быть личностью, и женщиной до кончиков ногтей, чтобы я забывал периодически о своем величии и своем суперактерстве. Для меня важно, чтобы она меня искренне любила. Как говорит один из моих персонажей в спектакле драматурга Андрея Максимова: «Любовь — средство борьбы с одиночеством». Потому что человек действительно и рождается, и умирает в одиночестве.

— Вы работали во многих театрах столицы — Советской армии, «Эрмитаж», «У Никитских Ворот», Театре Луны. Хотелось играть только главные роли, поэтому и переходили?

— Точнее, достойные роли. Новая театральная площадка требует впускания свежей энергии, чтобы зрителя захватило «с потрохами».

Поскольку на заре своей творческой карьеры я прошел школу гигантской сцены Театра Советской армии, где существует танковый подъезд и по которой могут скакать лошади, то потом меня уже сложно было чем-то напугать. Но у артиста, работающего на гигантской площадке, наступает момент, когда хочется чего-то более камерного. Я набрался смелости и перешел в «Эрмитаж», где работали Карцев, Ильченко, Полищук и где ставились психологические спектакли, замечательные клоунады. Там тоже била через край энергия, но иная.

Сколько же пощечин я там получил! Там, например, был спектакль, где два интеллигента беседуют с помощью пощечин. Я сыграл пятьсот спектаклей в «Школе клоунов»! И благодаря этому спектаклю получил бесценный опыт — держать удар.

Потом я работал в Женеве, исполняя в Драматическом театре роль Зигмунда Фрейда. Меня звали в Америку.

Но я не захотел уехать: я чувствую себя на своем месте в своей стране.

— Так что вам ближе — трагедия (вы в театре играете короля Лира и Софокла) или комедия, за которую вас так любит телезритель?

— Случилось так, что в кино я снялся в фильме «Мама» в роли Барана и попал в «амплЮа», как любила говаривать моя мать. А из этого «амплЮа» не так просто выбраться. Однажды Савелий Крамаров, безумно популярный в нашей стране комедийный артист, поведал мне, как всю жизнь он мечтал сыграть Гамлета. Но Гамлет, который, кося глазом, произносит: «Быть или не быть?» — сразу вызывает гомерический хохот.

И Крамаров мне предрек: «Бараном ты в кино родился, им и помрешь». Вы знаете, меня это так задело! И я начал сопротивляться «амплЮа». На сегодняшний день в моем багаже актерском много драматических ролей. В комедии надо чувствовать природу юмора и обладать вкусом.

А в трагедии нужно сердце развернуть и потом своевременно свернуть, чтобы не умереть на сцене. Да, сыграл и Лира, и Софокла, и царя Эдипа, и Холстомера, и Аристотеля, и Парфюмера. После таких ролей уже неловко играть ерунду.

В Театре Луны, где сегодня служу, сыграл Сальвадора Дали. Трагический спектакль, всегда играю его на разрыв. Эта моя боль. Тем более, что я на Дали в гриме очень похож.

— Не могу не спросить, какое влияние на вас оказала работа в фильме Алексея Германа «Трудно быть Богом»? Тяжелейшая картина, в которой Герман предстает перед нами великим Германом. Она снималась больше десяти лет. После съемок у Германа я стал другим человеком, по-другому стал относиться к себе и к тому, что я делаю. С гораздо большим уважением.

ДОСЬЕ

Заслуженный артист РСФСР, народный артист России Евгений Герчаков родился 31 июля 1949 года в Находке Приморского края. В 1972 году окончил факультет актеров Театра музыкальной комедии Музыкального училища имени Гнесиных, где занимался в мастерской Л. Михайлова. Вместо оперетты оказался в Центральном театре Советской армии. В 1982 году покинул Театр армии. Он был приглашен главным режиссером Михаилом Левитиным в театр «Эрмитаж». На сцене этого театра актер проработал до 1992 года, создав лучшие свои роли. Сегодня, оставаясь внутренне свободным, все же «приписан» к Театру Луны, занят в нескольких спектаклях.

Новости партнеров