Мост через реку времени
Первый номер «Вечерней Москвы» вышел 6 декабря 1923 года, и в нем, помимо прочего, говорилось и о делах нынешнего Южного округа: маленькая заметка была посвящена стройке, затеянной на территории Донского монастыря.
В дальнейшем главная городская газета не раз обращалась к новостям юга Москвы. Конечно, до 1960 года, пока большая часть земель, входящих сегодня в округ, лежала за городской чертой, таких публикаций было немного. Зато потом «Вечерняя Москва» открыла для себя южные районы как территорию непрерывной стройки и созидания. Представляем подборку заметок за разные годы.
МЕТРО ДОШЛО ДО АВТОЗАВОДА
«Построена и вступает в эксплуатацию новая линия метро — от площади Свердлова (Театральной. — «ЮГ») до Ленинской слободы. <…> Весь рейс «Завод имени Сталина» (такое название носил в 1931–1956 годах нынешний автомобильный Завод имени Лихачева, в его честь до 1956 года называлась нынешняя станция «Автозаводская». — «ЮГ») — «Сокол» будет продолжаться 23 минуты <…> Сложными в техническом отношении сооружениями новой трассы являются тоннели под Москвой-рекой. <…> строителям удалось осуществить проходку без применения сжатого воздуха. <…> Строители внедрили электровозную откатку, которая оказалась более совершенной, чем канатная». (1 января 1943 года)
ЗАВОД СТРОИТ ЖИЛЬЕ РАБОЧИМ
«У этих домов есть особенность — их возвели не строители, а рабочие завода имени Владимира Ильича. Эти дома находятся на Нагатинском шоссе. В первый из них… в нынешнем году переселилось 130 семей работников завода. <…> Рядом с корпусом, который будет сдан 7 ноября, скоро вырастет еще один, третий жилой дом, а за ним и четвертый. В эти дни <…> закладывают для них фундаменты и готовят строительные площадки <…> Сегодня строители дома на Нагатинском шоссе начали оклеивать комнаты обоями». (5 октября 1957 года)
ТЕПЛОХОД ЛЕЗЕТ НА СУШУ
«В Нагатине сооружается крупный производственный комплекс Московского речного пароходства. <…> здесь введено в строй специальное гидротехническое сооружение «СЛИП». С его помощью речные теплоходы типа «Москва» и «Москвич» по стальным рельсам, уходящим в воду, будут подниматься на берег. На тележках их доставят на площадку для производства ремонта подводной части судов». (24 мая 1976 года)
ПЕРЕЗВОН СРЕДИ АЛЛЕЙ
«К полудню обычно тихие аллеи музея-заповедника «Коломенское» стали неузнаваемыми. <…> Фольклорный праздник «Над Москвой-рекой» начался. <…> Еще на подступах к заповеднику в веренице людей появились вдруг заводилы — самодеятельные артисты в народных костюмах. <…> За воротами, на распутье, поставлен «вещий камень» — указатель всех программ праздника <…> Одна стрелка указывает на «Ярмарку талантов» к большой поляне, другая — на Соборную площадь, место программы «Золотое кольцо», третья — в Царский овраг, где будет разыграна программа «Праздничный обед» <…> Праздник <…> завершится… музыкальной перекличкой духовых и ударных народных инструментов».
(19 сентября 1987 года)
СТЫКОВКА НАД ВОДОЙ
«Станция «Канатчиково» снова связана с «Большой землей» <…> Вчера ночью специалисты 47-го мостоотряда при помощи двух буксиров <…> водрузили на опоры центральный<…> 83-метровый пролет одного из двух путей... Даниловского моста. <…> Заплыв, осложненный разгулявшимся <…> ветром, занял несколько часов. Закачивать воду в баржи, филигранно опуская пролет на верхушки опор, пришлось уже в темноте. <…> Высота ферм над водной гладью увеличена почти на метр, и отныне по всей Москве-реке ниже Новоспасского моста разрешено плавать судам с клотиковой мачтой, возвышающейся над водой на 10 м 30 см». (23 декабря 1998)