Василий Лановой: Мы были поражены историей Павки Корчагина

Мэр Москвы Сергей Собянин наградил народного артиста СССР, сопредседателя движения «Бессмертный полк России», артиста Государственного академического театра имени Е. В. Вахтангова Василия Ланового почетной грамотой за вклад в патриотическое воспитание молодежи. Василий Семенович, который в январе отметил 85-летие, свое творческое восхождение начинал в театральной студии Дворца культуры ЗИЛ. А совсем недавно артист получил престижную статуэтку «Золотой орел» за вклад в киноискусство.
— Василий Семенович, вы начали сниматься в кино, страшно подумать, 65 лет назад?
— Да. Эта награда киноакадемиков, которую мне вручили в первом легендарном павильоне «Мосфильма» (награда за «Вклад в киноискусство». — «ЮГ»), в неком смысле завершает очень большой для меня этап.
В кино я снимаюсь 65 лет, а в театре работаю 62 года. И счастлив этим.
— Несмотря на то, что в вашей судьбе были очень страшные страницы?
— Но я действительно счастливый человек, потому что я выжил, пройдя эти невероятные события. Я три с половиной года был в оккупации на Украине, я оттуда родом. Остался там один, без родителей.
— Как это случилось?
— 20 июня мама отправила нас, троих детей, отдыхать на Украину. А 22 июня над нами уже летели немецкие самолеты. Три с половиной года мы были разлучены с родителями, они про нас не знали ничего — как мы и где.

Но гигантская картина, которая раскрылась в те годы мне, мальчишке Василю, так меня поукраински все называли, превратилась в прочное основание всей моей дальнейшей жизни. Я сам видел, как отступали наши в 1941 году. Это было под Винницей. Видел, как немецкие самолеты летели бомбить Одессу. Потом видел, как наступали наши в 1944 году в апреле, когда немцев под Одессой толканули так, что они посыпались. И 160 километров преодолели в течение трех-четырех часов со всеми своими пушками, снарядами, пулеметами, солдатами. Сзади их настигали партизаны. Я помню деда Ивана, стоящего у ворот хаты, который глядел, как наши отступали, положа подбородок на руки на эти самые ворота, и грустно говорил: «Погибли москали, ой, погибли!» А когда через три с половиной года мы врезали немцам, погнали их назад и они отступали, поджигая свои машины, тот же дед Иван смотрел на все это удивленно: «Тю, вот уж москали накидали немцам, ой, накидали!» И это было на моей памяти самым народным определением нашей Победы.
— А вы учились эти три с половиной года?
— Ну как учились? Вы понимаете, как во время войны проходила учеба, но! Наш учитель иногда закрывал дверь класса на ножку стула, доставал из портфеля потрепанную книгу на украинском языке «Как закалялась сталь» и тихо читал нам ее. Это был октябрь 1941 года. Мы были заворожены историей Павки Корчагина. Вот эти вещи остались со мной на всю жизнь.
Потом приехали мои родители. Но в памяти осталось: лучшие стихи — военные, лучшие песни — военные (у меня вышло пять дисков с военными песнями). Лучшие воспоминания в книгах, которых у меня четыре, — военные. Потому что это осталось на всю жизнь, осталось главным. Поколение детей войны закалилось и сохранилось. И Александр Пушкин очень четко определил в стихотворении смысл нашего бытия:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
— Практически это строки молитвы, которая произносится во всех православных церквях в дни Великого поста…
— Потому что это для всей России, для народа — на века.
ДОСЬЕ
Народный артист СССР Василий Лановой родился 16 января 1934 года. В 1947 году начал заниматься в театральной студии при Дворце культуры ЗИЛ, где получил первые уроки сценического мастерства. Окончил Театральное училище имени Б. Щукина. Сейчас актер продолжает выступать на сцене, спектакли с его участием можно увидеть в Театре имени Евгения Вахтангова.