Заводская проходная, что в люди вывела меня

107 автоматических линий по обработке корпусных деталей, 11 тысяч квадратных метров складских территорий, автоматизированное управление, технократический «город в городе» — все это о легендарном Заводе имени Лихачева, одном из старейших автомобилестроительных предприятий России.
По словам конструкторов, ЗИЛ в каком-то смысле опередил свое время: к примеру, роботизированный склад там появился задолго до аналогичной разработки американского торгового онлайн-гипермаркета, похваставшегося своим «инновационным» складом лишь в 2014 году.

— Территория завода поражала своими масштабами, — вспоминает инженер Олег Абрамов, родители которого работали на ЗИЛе. — Существовали собственные автобусные маршруты, отдел милиции. На территории были свои пожарные части, бомбоубежище, медицинские пункты и даже вечерние курсы базового образования.

МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ «ПРИЗРАКА»

Кроме грузовиков, в экспериментальных цехах завода рабочие собирали гоночные автомобили и реставрировали редкие машины, вроде легендарного ленинского «Роллс-Ройса», в восстановлении которого принимал участие отец Олега Абрамова — Борис Андреевич Абрамов.
— Модель «Серебряный призрак» была заказана в Великобритании в 1922 году, — рассказывает Олег Борисович.
— К ремонту машины приступили в 1950-х годах. И главной проблемой, с которой столкнулись работники ЗИЛа, стало даже не аварийное состояние автомобиля, а отсутствие комплектующих: дело в том, что фирма «Роллс-Ройс» прекратила выпуск этой модели в 1926 году — приобрести запчасти было невозможно. Поэтому собирать легенду пришлось в буквальном смысле по крупицам: по всему Советскому Союзу искали автомобили из императорского гаража с похожими комплектующими, изучали архивы, подкручивали старые, вытачивали вручную новые детали. В результате в 1959 году восстановленный автомобиль торжественно передали Государственному Историческому музею, где он хранится до сих пор.
ПАМЯТЬ НЕ ПРОПАДЕТ
К сожалению, девяностые годы советски
й промышленный гигант, как и многие другие предприятия, не пережил — сложное было время.
— Сегодня от всей инфраструктуры некогда великого завода остались только проходная и три памятника: Ленину, автомобилю ЗИС-5B и героям-автозаводцам, — сокрушается инженер. — Мы хотим сохранить хотя бы это как память об уникальном автомобильном производстве.

Раньше гл
авным «хранилищем памяти» завода был музей ЗИЛа, но после строительства спортивного кластера в нем расположился музей хоккея.
Впрочем, Олег Борисович и ветераны завода надеются создать мемориальный комплекс вокруг уцелевшей проходной.
— Мы нашли инвестора, который, как мы надеемся, проспонсирует создание музея и парка, — говорит Абрамов. — А городские власти согласились поддержать нас в этом начинании.
Согласно плану инициативной группы, проходную, «что в люди вывела» тысячи человек, работавших на заводе, превратят в музей, а памятники отреставрируют.
Идею уже одобрил мэр Москвы Сергей Собянин, пообещавший ветеранам, что наследие славного времени сохранится, несмотря на масштабные планы по реконструкции территории.
— Центральный проспект, который недавно запустили, решено назвать в честь Лихачева, — сообщил он. — Мы планируем создать там музей ЗИЛа, а одной из улиц присвоить имя основателя завода. Таким образом, кроме музея ЗИЛа, три или четыре улицы будут тесно связаны именами с легендарным заводом. Так что память о ЗИЛе не пропадет.
Редакция газеты «Южные горизонты» поддерживает идею создания музея легендарного завода ЗИЛ. Мы будем оказывать информационную поддержку этой инициативе. Следите за нашими публикациями.