Весеннее солнце и архитектура: рассказы об исторических зданиях юга

Не обязательно ехать в центр, когда хочется посмотреть на московские здания с красивой архитектурой. Множество неповторимых экземпляров можно найти и в Южном округе. Для того чтобы наверняка ими насладиться без шума и суеты, корреспондент «ЮГ» отправилась туда утром — в то время, когда город только начинает просыпаться.
Оказывается, самые интересные достопримечательности округа находятся на «Тульской». Когда я вышла из метро, то не увидела ничего интересного: обычный торговый центр, налоговая инспекция, Арбитражный суд. Но стоило пройти чуть дальше, как передо мной предстал дом-корабль — длинное и одновременно очень узкое сооружение.
Дом-корабль
Да, вы наверняка его видели, если бывали в этом районе. Интересно, сколько здесь этажей? Один, два, три, четыре, пять... на вид 20, однако по факту — 14. В доме девять подъездов, и в каждом разместили примерно по 100 квартир. Вот это муравейник! Кстати, о названиях: у здания их несколько — «Титаник», «Лежачий небоскреб», «Дом атомщиков» и другие. Впрочем, наверное, их столько же, сколько легенд и предположений о том, как оно появилось. Чтобы не забивать голову информацией из интернета и узнать правдивую историю, я позвонила эксперту по этой теме — историку-краеведу, специалисту по истории Москвы Александру Фролову.
— Этот дом начали строить в 1980-е годы. Тогда жители въезжали в оба конца дома, а середины еще не было. Некоторые говорят, что это финский проект, который наши архитекторы приспособили, но это не соответствует действительности. Идея объекта принадлежит Владимиру Бабаду. Я как-то даже с ним разговаривал, и он рассказал о сложностях, с которыми столкнулся, когда работал над проектом, — поделился эксперт.

Как оказалось, у здания есть несколько интересных особенностей планировки: подъезды связаны друг с другом длинными коридорами, такими, что по ним можно смело кататься на самокате или велосипеде — как вам угодно. А на верхних этажах есть двухэтажные квартиры! Однако, как рассказал Александр Фролов, они не очень большие, а компактные. Изначально дом-корабль строили для сотрудников Министерства среднего машиностроения — это люди, которые занимались атомной промышленностью в рамках ядерного проекта Советского Союза.
Интересно, а знают ли историю здания его жители?
Недолго думая, обошла «Титаник» и попала во двор, к слову, не очень презентабельный: какие-то трубы, выступающие пристройки, в которых разместили магазины, забитая парковка и прочие «прелести» большого города. На улице в утренние часы так мало людей, что не у кого и спросить, что они знают об истории здания. Вдруг из подъезда вышла дама с собачкой — нет, не разговорчивая чеховская Анна Сергеевна. А Лариса Семеновна, которая очень торопилась, однако смогла сказать пару слов.
— В этом доме я живу с его основания. Его построили в 1980-е годы для спортсменов Летних Олимпийских игр. Сначала это было общежитие. Потом, когда соревнования закончились, решили сделать квартиры... Девушка, извините, я тороплюсь, — закончила Анна Сергеевна и убежала с питомцем восвояси.
В последнее время в Москве все чаще появляются различные рейтинги: «самые красивые здания» и «самые некрасивые». И данный дом есть в списке «самых уродливых зданий города», с чем ни я, ни Александр Фролов не смогли согласиться. Для архитектурного экземпляра дом очень интересный — с этим не поспоришь. А вот удобно ли в нем жить — уже другой вопрос.
Даниловский рынок и Монетный двор

Ну что, идем дальше? Через дорогу от «Титаника» стоит Даниловский рынок. Он основан в 1963 году на месте торговой площади. Современное здание построили в 1986 году. Над ним работали архитекторы Феликс Новиков и Гавриил Акулов. Интересно, что инженерное решение принадлежит Виктору Шабле — этот же специалист работал над стадионом «Дружба» в Лужниках. Если сравнить его с «Даниловским», то и впрямь можно найти сходства. Это удивительное купольное строение, круглое по форме.
После того, как Советский Союз распался, у рынка были проблемы с техническим состоянием здания и сменой руководства. Решались вопросы, будут там продолжать торговать или нет. Однако, ничего, уже 19 лет стоит — не трогают. Сейчас там осталась торговая зона, появились кафе и рестораны, а на втором этаже сделали развлекательную зону.

Напротив рынка — Московский монетный двор. Несмотря на то, что это промышленное предприятие, здание находится на большой городской площади, рядом с проезжей частью.
— Когда его строили, хотели показать значимость сооружения. Именно поэтому его сделали массивным и надежным, хотя и разместили в людном районе - на виду у горожан и туристов, — объяснил Александр Фролов. — Здесь же архитекторы, чтобы зрительно облегчить фасады, сделали множество вертикальных выступов вдоль здания.
Монетный двор — громоздкое сооружение. Когда на него смотришь, кажется, что здание «поглощает» человека, такое оно величественное. Огромное количество вертикальных элементов заставляет чувствовать себя неуютно, указывает на человеческую беспомощность перед таким строением. Но в этом есть некий смысл, заложенный архитекторами: здание впечатляет своей мощностью, грузностью. А разве не так должно быть в месте, где изготавливают монеты и ордена?
Шуховская башня
Если вернуться к рынку и пройти прямо, а потом повернуть направо, то можно упереться в улицу Шухова, названную в честь русского инженера, создавшего первый нефтепровод в России — Владимира Григорьевича. Именно здесь стоит его знаменитая радиобашня. Она сооружена из металлических сетчатых оболочек и выглядит так, будто сильно вытянули вверх плетенную корзинку.
— Шухов спроектировал ее в начале XX века, ей начали пользоваться 19 марта 1922 года. Кстати, инженер планировал сделать ее высотой 350 метров, выше парижской Эйфелевой башни, но в те годы в стране не могли выделить металл на строительство, и пришлось ограничиться высотой 150 метров, — рассказал краевед.
Как по мне, у башни очень внушительные размеры. Да что говорить: я ее заметила еще когда находилась возле «Титаника». Особенно удивительна она вблизи. Верхушки даже не видно: то ли солнце так слепило глаза, то ли радиобашня действительно очень высокая.
С 1937-го с нее начали транслировать первые передачи коротковолнового телевидения.

И в начале 90-х Шуховская башня получила статус объекта культурного наследия, что вполне заслуженно. Да, плод инженерной мысли впечатляет. Это аскетичное строение удивляет своей простотой — но в этом и заключается его уникальность.
За все время, что она там стоит, ее ни разу не реставрировали, хотя несколько раз хотели. Были даже моменты, когда конструкцию и вовсе планировали разобрать и перевезти в другое место. Однако от этой идеи отказались — общественность воспротивилась.
Возвращаясь к станции метро «Тульская», я решила узнать у студентов, знают ли они что-нибудь об этой постройке.
— Что-что? Кто башню сделал? Конструктор Шухов. Собственно, это все, что я знаю. Признаюсь, стыдно: живу в этом районе всю жизнь, но ни разу не задавался этим вопросом, — поделился Виктор, который из-за своих ответов даже постеснялся назвать мне фамилию.
Ну, ничего, Виктор, все впереди!
Даниловская мануфактура
Следующая остановка — Даниловская мануфактура. Побывав здесь однажды, наверняка запомнится кирпичная кладка, яркий дизайн и неповторимая атмосфера рабочей Москвы позапрошлого века. Кажется, что это отдельный город. Как выяснилось, в XIX веке так и было. Тогда вокруг почти не было никаких зданий, только небольшие, теряющиеся на фоне мануфактуры.

Считается, что строение основали в 1867 году. В 1980-х закончили возводить корпуса и фабрики. К этому времени мануфактурой стали владеть крупнейшие акционеры. Они создавали ткани хорошего качества, которые продавали не только в России, но и за границей. Сегодня Даниловская мануфактура это некий бизнес-центр.
— Если говорить об архитектуре, то можно сказать, что это ансамбль промышленных корпусов. Они разной высоты, все по-разному расположены. Когда там провели реконструкцию, на зданиях появились металлические темные крыши и стекло. С кирпичной кладкой XIX века это смотрится достаточно эффектно, — считает Александр Фролов.
Дома испанцев
На другом конце длинного Варшавского шоссе стоят дома под номерами 60 и 64, которые называют «испанскими». Их строительство началось еще до Великой Отечественной войны, где-то в 1935-1936-х, а закончилось в 1947 году. Говорят, что их возвели специально для испанцев, которые бежали из своей страны во время переворота в 1936-м.
В то время эти дома были самыми большими зданиями на данной территории. Только через несколько лет, когда Москва начала расти, появились более высокие. Сегодня уже и не отличишь их от обычных зданий советской постройки. Однако то, что это довоенные строения, человек, увлекающийся архитектурой, сразу увидит. Здания рядом — более простые.

На первых этажах жилых домов находятся магазины. Но смотреть надо не на них, а на дома. Рассматривать всю красоту советского классицизма, великолепные карнизы и колонны можно и нужно издалека, что, собственно, я и рекомендую.

Светлые, пастельных тонов дома внушают спокойствие и некую гармонию. Взгляд невольно цепляется за фасады этих домов и манит зайти во двор, что собственно я и сделала. Там, под утренним солнцем, грелась парочка, у которой мне почему-то тоже захотелось выведать, что они знают о здании, в котором, вполне вероятно, живут.
— Мы здесь снимаем квартиру не так давно, поэтому ничего не знаем. Что? Испанский дом? Круто! А интересная у вас работа — узнавать новое, — подметил парень и улыбнулся.
И я полностью с ним согласна.
Так и завершилось мое путешествие по архитектурной странице жизни юга столицы. Конечно, это еще не все удивительные постройки округа: в уютных скверах и дворах кроется не мало интересного. Но это уже другая история.