Мир за сценой: как создается спектакль

Вешалки с костюмами к спектаклю «Аленький цветочек». Фото: Любовь Тимошкина
Вешалки с костюмами к спектаклю «Аленький цветочек». Фото: Любовь Тимошкина

Что такое спектакль?

Наверняка вы скажете, что это большая сцена, красивые декорации, захватывающая музыка и игра талантливых актеров. Именно к этому приковано основное внимание зрителя. А вы задумывались когда-нибудь, что перечисленные составляющие — только часть огромного мира под названием спектакль? Над его созданием трудятся декораторы, реквизиторы, костюмеры, и наконец, пожалуй, самое главное действующее лицо, которое в своих руках держит всю театральную постановку — режиссер.

Нелегкий труд этих героев часто остается незамеченным, хотя делают они, порой, намного больше, чем актеры. Без них спектакль бы просто не состоялся.

Чтобы показать, из чего на самом деле состоит представление на сцене, с 2013 года в Москве проводят акцию «Ночь театров». Для участников этого мероприятия организовывают экскурсии, мастер-классы, встречи с актерами, режиссерами и другими сотрудниками культурных учреждений. Это возможность увидеть театральную «кухню».

В 2019 году акция в столице состоялась 23 марта. Корреспондент «Южных горизонтов» отправилась в «Театриум на Серпуховке». Что же происходит за закрытыми дверями его закулисья?

Я приезжаю в «Театриум», когда на город опускаются сумерки. Мне навстречу идут толпы довольных детей и взрослых, которые оживленно обсуждают спектакли. У входа в театр народу еще больше. Здесь на двух ногах расхаживает зебра, дружелюбно приветствуя новых гостей и прощаясь с уходящими посетителями. Дети от полосатого аниматора в восторге — с озорным смехом дергают зебру за хвост и настойчиво просят родителей сфотографировать их со сказочным животным.

Около крыльца стоит мужчина с букетом светящихся шаров. Разноцветные огоньки, мерцающие в сумерках, создают атмосферу волшебства.

В фойе «Театриума» оживление. Большинство спектаклей уже закончилось и зрители спешат домой, не подозревая, что совсем скоро здесь откроются потайные двери закулисья. Об этом знаю только я и те, кто постепенно собирается на «Ночь театров».

«Театриум на Серпуховке» в преддверии акции «Ночь театров». Фото: Любовь Тимошкина
«Театриум на Серпуховке» в преддверии акции «Ночь театров». Фото: Любовь Тимошкина

В этот раз программа акции нацелена на юных зрителей: для них подготовили интерактивные образовательные спектакли и экскурсию по самым интересным помещениям — костюмерным и комнатам с реквизитом.

— Мы частые гости «Театриума», смотрели весь его репертуар, — рассказывает один из участников мероприятия Антон, — но на такую акцию пришли впервые. Уж очень интересно узнать, что скрывается за сценой нашего любимого театра. Ребята хотят попробовать себя в роли артистов. Я слышал, что их научат создавать спектакли, представляете?

Для Антона «Театриум» — самый лучший театр в Москве. Он воодушевленно рассказывает мне о постановке «Маугли». Она произвела настолько сильное впечатление на него и его сыновей, что они посмотрели спектакль уже два раза.

— Это не только потрясающая игра актеров, но и волшебная музыка, — отмечает он.

А вот Ирина с мужем и дочкой знают об акции с момента ее появления и уже не первый раз посещают программу именно в этом театре.

— Мы всегда узнаем что-то новое о «Театриуме». Ведь во время акции можно не только увидеть, как создаются спектакли, но и поучаствовать в веселых образовательных играх с актерами, — рассказывает она.

В этот момент черные двери распахиваются и гостей приглашают войти.

Путешествие по «Театриму» начинается с детской гостиной — небольшого уютного помещения, где проводят интерактивные раусы — так называются познавательные спектакли, где юные гости не просто зрители, а еще и участники действия.

Актриса Наталья Санина показывает ребятам собаку. Фото: Любовь Тимошкина
Актриса Наталья Санина показывает ребятам собаку. Фото: Любовь Тимошкина

Ребята рассаживаются на стульях и скамейках, за ними устраиваются родители, вооружившиеся камерами и смартфонами. Через несколько минут перед публикой появляются артистки — Людмила Марфелева, Наталья Санина и Ольга Сидоркевич. Сегодня они научат детей создавать спектакль с помощью собственных рук. Такие представления называют теневым театром.

Подумать только, сколько разнообразных животных можно создать, если сложить в определенной последовательности пальцы. Ребята завороженно наблюдают, как на белом экране, подсвечиваемом прожектором, появляются кролики, собаки, голуби и другие существа. Ольга Сидоркевич обращается к детям с вопросами, от ответов на которые зависит дальнейшие действия теневых зверей.

— Что едят зайцы?

Дети отвечают — морковку. Артисты моментально изображают кролика, который поедает овощ. Кроме того, представление периодически прерывается обучением: так, зрители встают с мест и во время веселой игры пробуют повторить простые фигуры, которые только что показывали артисты. К концу рауса каждый из них уже умеет создавать голубя и собаку.

Затем меня и других гостей ждет, пожалуй, самое интересное событие — экскурсия. Нашим предводителем становится реквизитор Марина Ситникова. Она отвечает за все предметы, задействованные в спектаклях. Перед тем, как открыть дверь, она предупреждает: нужно вести себя очень тихо и не трогать костюмы и другие предметы.

Путь до нужного помещения долгий и таинственный. Сначала мы идем по длинному коридору, затем спускаемся вниз. Один этаж, второй, третий...и вот вся группа уже стоит под зданием театра.

Причудливый костюм к одному из спектаклей. Фото: Любовь Тимошкина
Причудливый костюм к одному из спектаклей. Фото: Любовь Тимошкина

Здесь куда ни посмотри — везде коридоры и множество небольших помещений. Неопытный человек запросто тут заблудится. «Подтеатральный» лабиринт кажется нескончаемым. Наконец, мы достигаем цели. Сначала Марина Ситникова показывает гостям костюмерную. Она настолько маленькая, что участники акции делятся на группы и по очереди заходят в комнату. Их мгновенно со всех сторон обступают массивные вешалки с причудливыми костюмами. На каждой из них висит специальная табличка с названием спектакля. Гости в восторге: они сразу же узнают костюмы любимых героев.

— А удава Каа видел там? — с нетерпением спрашивает вышедшего из комнаты сына Антон. Но встреча со сказочным змеем предстоит участникам «Ночи в театре» позже.

Как оказалось, костюмерная здесь не одна — в нескольких шагах находится вторая, более большая. Кроме нарядов, в ней стоят полки с множеством пар разнообразной обуви и реквизитами. Их основная часть хранится в другой комнате, до которой мы снова проделываем путь по длинному коридору.

Дети с интересом рассматривают и украдкой трогают огромные арбузы и вазы. С виду они кажутся неподъемными. Но Марина Ситникова с легкостью берет одну из них — оказывается, они сделаны из пенопласта.

— Вот бы мне такие богатства, — мечтательно говорит маленькая девочка, не сводя глаз с сундука с драгоценностями.

Сундук с драгоценностями и подсказкой для актеров из спектакля «Лампа Алладина». Фото: Любовь Тимошкина
Сундук с драгоценностями и подсказкой для актеров из спектакля «Лампа Алладина». Фото: Любовь Тимошкина

— Тогда нужно найти Алладина, который тебе их подарит, — смеется актер Мамука Заркуа, сопровождающий группу.

Тут в одной из коробок прячется огромный зеленый удав Каа, с полки широко раскрыв огромные глаза и выпятив зубы, пронзительно смотрит желтая пиранья, а в темном углу лежит угрожающий череп.

Страшная рыба на одной из полок дожидается своего спектакля. Фото: Любовь Тимошкина
Страшная рыба на одной из полок дожидается своего спектакля. Фото: Любовь Тимошкина

На этом экскурсия окончена. Гости спешат на следующий раус под названием «Как приручить фантазию». А я решаю поподробнее узнать у Марины Ситниковой о ее профессии.

— Реквизитор — это тот, кто отвечает за все предметы, которые находятся на сцене и за кулисами. Он следит за тем, чтобы перед спектаклем каждая вещь стояла на своем месте. Важные качества для этой профессии — хорошая память и быстрая реакция.

— А сколько обычно реквизиторов работают над постановкой?

— На каждом спектакле по-разному. Есть такие, где действия нужно выполнять с одной стороны сцены и с другой. Например, «Летучий корабль». Мешки с миллионами вылетают одновременно с двух сторон. Здесь нужны два реквизитора. А всего в «Театриуме» нас четверо. Кстати, в спектакле «История семьи» вообще нет реквизита. Актеры используют воображаемые предметы, согласно режиссерскому решению.

— А для какой постановки нужно очень много реквизита?

— «Принц и нищий», «Спящая красавица». Причем в первом вся еда настоящая, а не искусственная.

— С чего начинается ваша работа?

Марина Ситникова показывает ребятам пирожные из пенопласта. Фото: Любовь Тимошкина
Марина Ситникова показывает ребятам пирожные из пенопласта. Фото: Любовь Тимошкина

— Обычно мы приходим за два часа до спектакля. Все предметы переносим на сцену, в специальное место под названием «клетка». Расставляем их, надуваем все арбузы, кочки, яблоки, делаем пирожные из пены для бритья, то есть, «заряжаем первое отделение». Если предмет стоит на своем месте, реквизитор кричит: «Заряжено, не трогайте!». Для спектакля «Франкенштейн» мы надували гелием 50 черных и белых шаров. Они парили на трехметровой высоте. В «Летучем корабле» самовары дымятся тибетскими благовониями. Их выбирали специально, чтобы ни у кого не было аллергии.

Марина Ситникова работает реквизитором больше десяти лет. Она и сама создает предметы для спектаклей: расписывает вазы, делает больших кукол и ворон. Здесь нужно проявить не только фантазию, но и изобретательность.

После интересной беседы я спешу в детскую гостиную, где вовсю идет представление и слышится детский смех. По пути встречаю режиссера-постановщика Леонтия Столыпина. Именно ему принадлежит идея создания подобных раусов.

— Меня пригласили в «Театриум» еще в 1994 году. С самого начала моей задачей была организация интерактивных развлекательных программ в фойе. Такие мероприятия помогают настроить детей на просмотр спектакля. Еще это школа для актеров. Помню, как мне дали группу из молодых ребят, которые не были задействованы на основной сцене. Коллектив назывался «Крупа». К слову, ведущая первого рауса Ольга Сидоркевич была одной из них. Сейчас она не только актриса, но и режиссер.

Сценарии к раусам придумываю я. А актеры привносят что-то свое, помогают развить сюжет. Перед проведением программ мы тщательно репетируем.

Цель раусов многосложна. Это не только развлекательные мероприятия для детей, но и познавательные. Ребята учатся новому. Например, рисовать песком — такую программу мы проводим перед спектаклем «Японская сказка. Меч самурая». Актеры рассказывают, сколько можно прожить в пустыне без воды и знакомят зрителей с другими интересными фактами.

Юные зрители в восторге от интерактивных раусов. Фото: Любовь Тимошкина
Юные зрители в восторге от интерактивных раусов. Фото: Любовь Тимошкина

Раусы специально составляем таким образом, чтобы то, чему артисты учат ребят, они смогли повторить и дома. У нас есть необычное представление «Как сочинить сказку». Его участники развивают фантазию, придумывая сюжеты и героев.

Вместе с Леонтием Столыпиным мы заходим в детскую гостиную. Здесь подходит к концу спектакль, который снова при помощи рук показывают актеры Владимир Антипов, Мамука Заркуа, Наталья Санина и Людмила Марфелева. Юные зрители громко смеются и аплодируют: уж очень забавно артисты разыгрывают ссору бесстрашного рыцаря с его конем.

После мероприятия актеры беседуют со взрослыми, а ребята, изрядно уставшие после бурного веселья, тянут их к выходу. На часах уже больше десяти вечера.

Ну что ж, теперь я знаю намного больше об устройстве «Театриума на Серпуховке» и о его сотрудниках. Ведь кроме основного действия на сцене, под ней и за кулисами ведется масштабная работа. Так рождается спектакль.