Константин Райкин: Большинство людей не ходят на спектакли и не читают книг

27 октября 2018 года. Актер театра и кино Константин Райкин на вручении премии «Признание» в Геликон-опере. Фото: PERSONASTARS
27 октября 2018 года. Актер театра и кино Константин Райкин на вручении премии «Признание» в Геликон-опере. Фото: PERSONASTARS

Народный артист России, художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин размышляет о современном театре, современном зрителе и предназначении артиста.

— Константин Аркадьевич, в конце этого года вы собираетесь сыграть премьеру комедии Александра Островского «Шутники», которую репетирует режиссер Евгений Марчелли. Вы там играете одну из ролей. Почему не ставите спектакль сами? И насколько актуален сегодня Островский?

— Островский — великий драматург, к которому я постоянно так или иначе возвращаюсь. В том числе и в стенах института, где преподаю вот уже более 45 лет. И Островский последние двадцать с лишним лет — это обязательный автор, через которого методом «полного погружения» у меня проходят все студенты, будущие артисты. Так или иначе я постоянно возвращаюсь к его творчеству и как постановщик, и как актер. Но у меня есть правило: я никогда не играю в тех спектаклях, которые ставлю сам. А так как в данном случае я в спектакле играю, то его ставит другой режиссер. Пьесу «Шутники» я знаю очень давно, люблю и всегда хотел сыграть ту роль, которую сегодня репетирую. Это тем более интересно, что пьесу у нас мало кто знает. Я замечаю, что люди вообще мало знают Островского.

— Пьеса «Шутники» затрагивает тему беззащитности материально необеспеченных людей в обществе. Предыдущий ваш спектакль «Всем, кого касается» был связан с темой принятия другого. Вы довольны тем, как ваши постановки воспринимает зритель?

— У «Сатирикона» достаточно сложная ситуация: мы сегодня арендуем помещение, играем на чужой сцене, а не у себя дома, в связи с чем меняем адреса. Работаем в «Планете КВН», иногда в здании Театра имени Вахтангова. Вернемся в собственное помещение только в следующем году. Поэтому сейчас до своего зрителя мы дотягиваемся с трудом, этот поиск достаточно сложный. Но спектакль «Всем, кого касается» в смысле реакции зрителей имеет большой успех. Правда, парадокс сегодняшнего дня заключен в том, что спектакль может иметь огромный успех, он может быть глубоким, и при этом касса может быть небольшой и неубедительной.

— Нынешний год объявлен в России Годом театра, притом что истинных театралов, по статистике, не так уж и много. Современный театр сегодня переживает подъем или кризис?

— Зрительская театральная аудитория — это лучшая часть населения любого города. Сам факт прихода человека в театр говорит об особой потребности души.

Но таковых в любом городе лишь девять процентов от общего числа жителей и не более. По статистике. Абсолютное большинство населения не только не ходят в театр, но даже не имеют в часы досуга навыка читать что-то. Они в основном заняты просмотром ТВ-сериалов. К сожалению.

— Ну, возможно, это происходит потому, что качество ТВ-сериалов, особенно отечественных, растет и среди них теперь уже можно найти и вполне достойные. Например, сериалы того же Валерия Тодоровского или Сергея Урсуляка? Так что, надеюсь, ситуация с сериалами как раз выправляется.

— Не согласен. Конечно, всегда были исключения из правила, поскольку русское искусство все-таки имеет очень мощные традиции, чтобы совсем уж ничего не было. Но не могу сказать, что общая ситуация выправляется. Я вижу, что уровень культуры падает. И это вижу не я один. преподаю и на примере студентов понимаю, что молодое поколение на самом деле мало что знает. Школа их сегодня обучает плохо: это чаще всего темные, мало читающие люди, которые в основном очень мало знают об истории своей страны, мало знают ее литературу и не приобщены к главным культурным ценностям.

— Я думаю, что это все-таки зависит от конкретного воспитания в семье. Если родители читают, то и дети подтягиваются. В моем окружении есть читающие дети…

— Вы много знаете таких семей? Я ведь говорю о явлении в массовом масштабе.

— Ну а какой он, ваш сегодняшний зритель, и каким бы вы его хотели видеть?

— Себе подобным. В том смысле, что я хочу видеть зрителя, который сложно мыслит, ощущает, который не агрессивен к непривычному. Который может воспринимать незнакомое не враждебно, а с интересом.

— Вы недавно отметили день рождения. Есть ли подарок, о котором вы мечтаете, но который еще не получили?

— Лучший подарок для меня — чтобы спектакль прошел хорошо. Спектакль сегодняшний. Вот такая прямая зависимость от сегодняшнего дня. Театр — это искусство настоящего времени. Каков спектакль сегодня — таков и твой театр сегодня. Таков и ты сегодня, его художественный руководитель. Я не понимаю отвлеченного понятия «великий театр». Он велик, если сегодня вечером его артисты сыграли спектакль замечательно, уникально.

Тогда он, может, и действительно великий.

Досье

Константин Райкин родился 8 июля 1950 года в Ленинграде. Окончил Театральное училище им. Щукина, служил в театре «Современник». В 1981 году перешел в Ленинградский театр миниатюр под руководством отца, Аркадия Райкина. Театр спустя год переехал в Москву, а в 1987 году стал «Сатириконом». Райкин имеет множество наград и премий.

Новости партнеров