Скелеты в шкафу: тайная история Нагатина
История Нагатина 30-х годов до сих пор остается загадкой даже для местных жителей. Очевидцев событий, произошедших более 80 лет назад, осталось совсем мало, как и воспоминаний.
Около двух лет назад группа краеведов во главе с идейным вдохновителем Андреем Дворниковым решила восстановить потерянные фрагменты истории: слишком интересным и неожиданным оказалось прошлое двух современных районов — Нагатина-Садовников и Нагатинского Затона.
Вскоре архивных документов, фотографий и вещей, найденных в ходе раскопок в закрытом поселке Шлюзы, стало так много, что краеведы решили организовать выставку под названием «Потерянная история. Великая стройка через призму старого района Москвы» в галерее «На Каширке». Уникальные экспонаты можно увидеть на вернисаже 21 сентября.
Корреспонденту «Южных горизонтов» удалось поговорить с куратором экспозиции Андреем Дворниковым. Он рассказал о том, как по крупицам собрал потерянный период истории.
С XVI по XX век на территории нынешних Нагатинского Затона и Нагатина-Садовников располагалась деревня. Время шло, до Москвы добралась индустриализация. Необходимо было обеспечить растущий город водой, в связи с чем приняли решение проложить канал Москва-Волга. Для этого нужны были рабочие руки. Строителей нашли довольно быстро: под руководством Народного комиссариата внутренних дел организовали Дмитровский исправительно-трудовой лагерь.
Заключенные и вольнонаемные вручную выкопали канал, укрепили его берега, построили дамбы и Перервинский гидроузел. На границе с деревней основали рабочий поселок Нагатино с жилой и промышленной инфраструктурами. Он находился между улицей Речников, Затонной и Судостроительной. Андрей Дворников назвал это место «бермудским треугольником». Раньше там располагались бараки, где жили заключенные. В 1964 году лагерь разрушили и возвели пятиэтажки, в которые переселили часть строителей. Эти дома находятся там до сих пор.
В 1947 году Москву-Волгу переименовали в Канал имени Москвы. Его длина составила 128 километров. Канал пролегает через столицу до Тверской области.
— У района, как и почти у каждой семьи, есть свои скелеты в шкафу — то, о чем все молчат. Об истории Нагатина 30-х годов мало кто знает, потому что тема Дмитлага была запрещенной. До сих пор о ней мало говорят. Я и сам был в недоумении, когда нашел информацию о том, что здесь происходило, — рассказал Андрей Дворников.
Архивы Дмитлага были закрыты или уничтожены. В ходе исследования краевед встретился с коренными жителями Нагатина, потомками строителей и бывшими сотрудниками канала.
— Мало кто обладал хоть какой-либо информацией. Но даже те, кто что-то знал, рассказывали об этом с ноткой таинственности.
Благодаря новым знакомствам Андрей Дворников собрал некоторые из оставшихся документов. Участники краеведческого общества «Москва-Волга» Сергей Гаев и Игорь Кувырков помогли в создании выставки: предоставили информацию, которую им удалось собрать за десять лет, и экспонаты из частных коллекций. На выставке зритель увидит фотографии строительства, карту с обозначением лагерей, подписку о неразглашении, журналы, газеты, шапку заключенного, уличные вывески и другие уникальные предметы.
Поисками Андрей Дворников занимался в течение двух с половиной лет. Сначала, публикуя свои расследования, краевед сталкивался с большим количеством антагонизма — люди не верили в то, что в районе находился лагерь для заключенных. Это подтолкнуло Дворникова к созданию циклов фильмов «Коломенские узники» и «Нагатинские острова». Киноленты можно посмотреть на канале на видеохостинге.
— Фильмы получили большой отклик. Люди заинтересовались историей и наконец-то в нее поверили.
Канал имени Москвы прошел через Коломенскую набережную. Недалеко отсюда расположены закрытые острова, где по сей день сохранились следы Дмитлага. Посмотреть, как специалисты в «режиме реального времени» находили там кирки, фрагменты лопат, железные колеса от повозок и другие вещи, оставшиеся от строительства канала, можно будет в третьей части цикла фильма «Нагатинские острова».
— Железки, которые представлены в галерее, ничего не значат до тех пор, пока не узнаешь их историю. Когда о них рассказываешь, экспонаты приобретают смысл. Коломенская набережная — это прорытый лопатами канал. Строители, среди которых были и 14-летние подростки, работали по колено в воде. Остатки их лопат можно увидеть на выставке, — поделился Андрей Дворников. — Один из уникальных артефактов, представленных там — тысячелетний нож каменного человека. Заключенные откопали его во время строительства канала.
Гости экспозиции смогут познакомиться и с творчеством вольнонаемных рабочих: поэтессы Лады Могелянской и художника Глеба Куна. Некоторые из работ они посвятили родному Нагатину. Между двумя деятелями искусства даже был роман — история любви, которая трагически завершилась в 1937 году.
— Когда я начал изучать эту тему, стал глубже понимать, насколько она тяжелая. Здесь, в Нагатино, погибло много людей. Они фактически дали Москве вторую жизнь. Канал, который вырыли вручную, обеспечил водой целое поколение — благодаря нему у нас из кранов течет вода, — рассказал Андрей Дворников. — Раньше была традиция: в начале и конце рек, каналов и дорог устанавливали кресты, тем самым освящая путь. Считалось, что это приносит удачу. На Коломенской набережной есть холм, в котором массово захоронены рабочие, это одна из крайних точек канала. В его начале, в Дмитрове, уже установлен крест. Если такой же крест поставить на набережной, то у этого символа будет двойной подтекст: освятить канал и почтить память погибших здесь.
За годы исследований Андрею Дворникову и группе краеведов удалось восстановить часть истории Нагатина. Благодаря выставке жители получили возможность узнать о подвиге тех, кто с помощью лопат обеспечил столицу пресной водой на долгие годы.