Будущее за ними: о том, как ребята «умных» роботов создают

Сконструированный ребенком робот. Фото предоставил Сергей Кушков
Сконструированные детьми роботы. Фото предоставил руководитель клуба «Мой робот» Сергей Кушков

Интересы у многих людей формируются с детства. Одни начинают увлекаться разными видами спорта, другие — актерским мастерством. Есть и те, кто находит свое призвание в техническом творчестве. Сейчас дети с малых лет начинают посещать развивающие занятия и секции. Для ребят, которые проявляют интерес к механике и электронике, функционируют робототехнические кружки.  Такой есть и в Центре досуга и спорта «Вертикаль» в Москворечье-Сабурово. Называется он «Мой робот». Там школьники собирают и программируют простые и сложные механизмы. Наставник юных инженеров Сергей Кушков в течение пяти лет является руководителем секции.

Сергей Кушков со своими учениками. Фото предоставил руководитель клуба «Мой робот» Сергей Кушков
Сергей Кушков со своими учениками. Фото предоставил руководитель клуба «Мой робот» Сергей Кушков

Сейчас в кружке занимаются десятки ребят с первого по одиннадцатый класс. Многие из них — неоднократные призеры и чемпионы городских и всероссийских соревнований.

Юные инженеры создают роботов со сложным программным обеспечением. Такие механизмы автономные. Например, они способны самостоятельно ориентироваться в лабиринте. Для того чтобы из простых элементов сделать «умного» робота, используют специальные устройства: датчики освещенности, цвета, наклона, температуры, а еще микрофоны и двигатели. Это позволяет ребятам создавать разные механизмы. Роботы могут быть гоночными, балансирующими, шагающими, играющими в футбол, летающими и даже борцами-сумоистами. Одним из изобретаемых в кружке механизмов являются машинки, которые самостоятельно передвигаются по черной линии.

Танцующие человекоподобные роботы. Фото предоставил руководитель клуба «Мой робот» Сергей Кушков
Танцующие человекоподобные роботы. Фото предоставил руководитель клуба «Мой робот» Сергей Кушков

Недавно, 26 сентября, в ЦДиС «Вертикаль» провели внутреннее соревнование в этой категории роботов. В таких состязаниях выигрывает тот механизм, который преодолеет дистанцию полигона за наименьшее время. Свои изобретения представили ребята из школы №1579. Это соревнование стало для юных инженеров не только защитой дипломного проекта, но и генеральной репетицией к ежегодному Международному фестивалю «РобоФинист». Его проведут с ноября по декабрь в Санкт-Петербурге.

Ребята протестировали автоматизированные изобретения и испытали их перед поездкой в северную столицу. Они уже подали заявки на участие и в случае прохождения отбора посоревнуются более чем с 50 командами из разных городов России и ближнего зарубежья. Это масштабное мероприятие проведут уже в шестой раз.

— Устройства, которые собрали ученики, созданы на уровне программы высших технических учебных заведений. Мальчики посвятили изучению робототехники уже несколько лет, смастерили за это время много интересных автономных механизмов. Ребята и сейчас собрали отличные изобретения, у каждого из них высокие шансы на победу, — рассказал Сергей Кушков.

Воспитанники кружка посоревнуются в категории «Следование по узкой линии экстремал: образовательные конструкторы». Для этого ребята создали роботов, которые от нажатия кнопки самостоятельно передвигаются по черной полосе с помощью датчика света. По пути они преодолевают повороты под прямым углом, перекрестки и препятствия. Таких роботов юные инженеры собрали на базе образовательных конструкторов российского производителя — он состоит из знакомых всем деталей, но более продвинутых.

Полигон соревнования «Следование по узкой линии экстремал: образовательные конструкторы».
Полигон соревнования «Следование по узкой линии экстремал: образовательные конструкторы». Фото предоставил руководитель клуба «Мой робот» Сергей Кушков

— Создание одного устройства занимает у ребят около месяца. В первую очередь нужно построить механическую составляющую — это основа, без нее никакой робот не получится. Затем его нужно запрограммировать. Алгоритм, по которому такие механизмы функционируют, очень сложный. Он аналогичен тем, что используются в автопилоте в самолетах и автомобилях, а еще в баллистических ракетах. В этих роботах даже присутствует немного искусственного интеллекта, — отметил Сергей.

Преподаватель кружка рассказал и об участниках, которые представили свои устройства на внутренних соревнованиях и готовы отправиться с ними на «РобоФинист».

Самый юный в команде — Тимур Касаев. Он учится во втором классе, и занимается инженерией с первого. Его машинка преодолела дистанцию полигона за 28 секунд.

Иван Рогов — ученик третьего класса, созданием роботов он занимается с первого школьного года. На прошлом «РобоФинисте» Иван занял четвертое место в похожей номинации, с ним посоревновались около 30-40 человек. Это подогрело соревновательный дух юного инженера, и в этот раз он претендует на победу. На это есть все шансы. Его робот оказался самым быстрым на внутренних соревнованиях — проехал трассу чуть больше, чем за 26 секунд.

Другой участник, Илья Дук, тоже занимается инженерией третий год. Сейчас он учится в четвертом классе. Его автоматизированный механизм проехал по черной линии за 29 секунд.

Соревнование радиоуправляемых роботов. Фото предоставил руководитель клуба «Мой робот» Сергей Кушков
Соревнование радиоуправляемых роботов. Фото предоставил руководитель клуба «Мой робот» Сергей Кушков

— Конкурсы мотивируют ребят заниматься созданием роботов. Детей сложно заставить что-либо делать, но в этой сфере они сами готовы развиваться. В этом помогает соревновательный дух — самый сильный стимул для обучения, — отметил Сергей Кушков. — Когда люди с детства начинают увлекаться созданием роботов и участвовать в серьезных конкурсах, то, как правило, это уже их призвание. В большинстве случаев такие ребята связывают с этим всю свою жизнь. Они становятся инженерами, механиками или представителями других технических профессий.

Воспитанники клуба «Мой робот» уже не в первый раз собираются покорить фестиваль «РобоФинист»: в 2018 году команда заняла третье место в номинации «Следование по узкой линии экстремал».

В будущем из юных изобретателей вырастут создатели ракет, «умных» пылесосов и систем беспилотного управления. Некоторые ребята уже сейчас, в раннем возрасте, нашли дело своей жизни.