Новогоднее волшебство, или путешествие по странам в Зябликове

Венецианская карусель, где все желающие могут прокатиться на лошадках. Фото: Мария Канина
Венецианская карусель, где все желающие могут прокатиться на лошадках. Фото: Мария Канина

За суетой и серыми буднями в большом мегаполисе нам сложно найти время для путешествий. Новогодние праздники слишком короткие, чтобы успеть посмотреть весь мир. Кажется, чтобы это осуществить, нужно раздобыть волшебную палочку или хотя бы телепорт.   

Но корреспондент «Южных горизонтов» нашла способ сделать это всего за день даже без помощи магии. Ведь страна — это не только географическая точка на карте, а набор культуры, традиций, досуга и легенд. А для того, чтобы с ними познакомиться, достаточно отправиться на площадку фестиваля «Путешествие в Рождество» на Ореховом бульваре.

Сказки братьев Гримм, которые стали здесь основной тематикой, — это не волшебные истории про фей, принцев и милых зверушек. В их сборник вошли выдуманные, но довольно житейские рассказы, услышанные от разных людей.  

Сказки довольно антуражные, многие из них знакомы нам по их адаптированным и романтизированным версиям. Но подлинные истории своим духом словно переносят в XIX век. Это сразу чувствуется, когда попадаешь на площадку: кружится венецианская карусель, двухметровые люди в рубахах и шинелях ходят на деревянных ходулях, ребята сражаются на мешках и играют в шведские городки кубб. Все это напоминает европейскую ярмарку прошлых времен.  

Ребята играют в клюшкование — русскую народную игру. Фото: Мария Канина
Ребята играют в клюшкование — русскую народную игру. Фото: Мария Канина

Было решено побывать сразу в нескольких странах, чтобы познакомиться с разными обычаями. Свой путь я начала по запаху — из одного из домиков доносился сладкий необычный аромат. Доверившись обонянию, я отправилась на Рождественскую кухню. 

Рождественское полено без древесины и щепок 

Дегустация только что приготовленного традиционного французского десерта. Фото: Мария Канина
Дегустация только что приготовленного традиционного французского десерта. Фото: Мария Канина

Я оказалась в уютной кулинарной мастерской, где совсем юные шеф-повара готовят свои первые шедевры. Здесь можно узнать тонкости изготовления блюд разных стран: датский пирог, венский шницель, латышский бубертс. Мне удалось застать, как поварята хлопочут над рулетом со сладким ароматом свежей выпечки и какао. Оказалось, это традиционное блюдо Франции — рождественское полено.  

Его история берет начало еще в XII веке. Тогда в стране была традиция в канун праздника буквально изготавливать рождественское полено из свежей древесины. Затем его с помощью прошлогодних щепок поджигали. Хранили их целый год не просто так: легенда гласит, что остатки сожженного полена оберегают дом от молний и проделок дьявола.  

Традиция осталась до сих пор, но немного изменилась. Вместо дерева рождественское полено, или Бюш де Ноэль, стали делать из бисквита и сгущенки. 

 — На Рождественской кухне ребята могут самостоятельно научиться готовить разные блюда, а затем радовать ими свою семью. Они узнают, как взбивать яйца, какое бывает какао и как из двух ингредиентов сделать вкусную начинку для выпечки, — рассказала ведущая занятия Екатерина Кокорева. 

Можно считать, что во Франции я побывала, ведь мне удалось угоститься кусочком традиционного праздничного блюда.  

ХнефатафлНиссе и каша с привкусом топора 

Одни играют в старинные игры, а другие мастерят рождественских гномиков. Фото: Мария Канина
Одни играют в старинные игры, а другие мастерят рождественских гномиков. Фото: Мария Канина

Следующей остановкой в путешествии по средневековой Европе стал Дворец Принца и Принцессы. Здесь тоже ребята помогали готовить, но на этот раз кашу из топора. Когда повар перемешивал «блюдо» — тоже мешали, когда было слишком горячо — дули, чтобы остудить. Блюдо, конечно, в отличие от выпечки, не дегустировали. Да и кашу на самом деле никто не варил — это был интерактивный спектакль по одноименной сказке.  

Я и забыла, что такие выдуманные истории в первую очередь не развлечение, а поучение. Не зря говорят, что сказка — ложь, да в ней намек.  

— Для своих спектаклей мы адаптировали сюжеты известных произведений. Театр становится интереснее, когда не просто наблюдаешь, но и принимаешь участие в происходящем, — поделилась одна из артистов Ангелина.  

С гостями поделились рецептом традиционной каши из топора. Фото: Мария Канина
С гостями поделились рецептом традиционной каши из топора. Фото: Мария Канина

Кроме «Каши из топора», в репертуаре коллектива, который специально приехал из Нижегородской области, еще несколько поучительных спектаклей. Например, из истории «Принцесса-генерал» зрители узнают, почему так важно друг с другом разговаривать, да и бесконечно хранить обиды не стоит.  

А вот «Исчезновение принцессы Фефелы» рассказывает об одной очень вредной девушке и учит тому, что для счастья колдуны с волшебными зельями не нужны. Здесь же можно познакомиться с немецким литературным творчеством братьев Гримм. Одним из спектаклей стал «Смышленый Ганс» — история о приключениях юноши, который спасал маму и будущую невесту от разбойников и карлика. 

Кроме литературы и театра прошлых веков, во Дворце Принца и Принцессы можно узнать легенды стран Скандинавии. Пока одни ребята смотрели постановки, другие учились шить рождественских гномиков Ниссе — миниатюрных Дедов Морозов.  

Добрые плюшевые гномики Ниссе. Фото: Мария Канина
Добрые плюшевые гномики Ниссе. Фото: Мария Канина

В Норвегии они считаются домовыми и перед праздниками, согласно легенде, мастерят подарки для всех ребят. Здесь все было наоборот: дети сами изготавливали гномиков из ткани, синтепона и ниток, а затем приделывали бороду из искусственной шерсти. Думаю, сшитые своими руками, они не начнут проказничать, а в благодарность будут охранять дом от злых духов.  

Рядом с мастерской гномиков расположилась старинная игротека. Ребята уверенно играли в то, что было популярно в прошлые века у жителей разных стран и даже викингов. Перед этим им объяснили правила и рассказали истории этих игр, а их здесь более десяти. Без этого никак — некоторые слишком уж необычные. 

Ведущий старинной игротеки Андрей рассказал, что такое занятие уже много лет его хобби. Вместе с командой единомышленников они вручную изготавливают поля и фишки, изучают истории и легенды.  

Многие игры напоминают шашки и нарды — черные и белые камушки, деревянные поля. Самая древняя из представленных и первая из существующих — королевский ур. Ее создали более четырех с половиной тысяч лет назад. Она незатейлива: по своей идее напоминает современные «дойди до финиша» с бросанием кубиков.  

Какие из этих игр вам знакомы? Фото: Мария Канина
Какие из этих игр вам знакомы? Фото: Мария Канина

Провести время можно и за необычным хнефатафлом — это нечто наподобие шахмат, только играли в них скандинавские викинги. Есть здесь и калах: древняя африканская игра на логику, где нужно с умом разложить камни в лунки.  

Многие слышали такую фразу, как: «Это вам не в бирюльки играть» — не ерундой заниматься, если перевести на привычные слова. Оказывается, те самые мало кому понятные «бирюльки» — старорусская игра, прототип дженги. Суть та же, но процесс немного другой: вместо башни из палок — скалки, утюжки и другие бытовые миниатюрные предметы, вместо руки, которой один элемент нужно вытащить, не задев остальные — металлический крючок.  

После того, как я узнала о досуге и легендах стран, было решено поближе познакомиться с культурой.  

Бельгийский сюрреализм и северное возрождение 

Не леденцы, а будущие хенд-мейд украшения. Фото: Мария Канина
Не леденцы, а будущие хенд-мейд украшения. Фото: Мария Канина

Ван Гога, Рене Магритта и Питера Брейгеля определенно нельзя назвать художниками средневековья, но они олицетворяют культуру стран и представляют импрессионизм, бельгийский сюрреализм и северное возрождение. 

Свое путешествие по миру и прошлому я завершила в мастерской, где юные гости учились украшать шарики в технике декупаж. Темы мастер-классов постоянно меняются, но идейными вдохновителями стали Франция, Чехия, Бельгия, Австрия, Германия и Голландия. 

Мне удалось застать, как великие произведения деятелей искусство становятся основой для новых творений. Из распечатанных картин здесь вырезали квадратики, а затем с помощью клея окутывали ими шарик. Во время процесса не только оттачивается аккуратность и реализуется фантазия, но и улучшается культурный бэкграунд — ведь по ходу занятия можно больше узнать о художниках XX века.  

Например, мне удалось открыть для себя творчество Рене Магритта. С одной стороны, на его картинах изображены привычные предметы и четкие силуэты, но в то же время понимаешь, что видишь дождь из мужчин в пальто и людей в шляпах с яблоком или голубем вместо лиц. 

Получается, что всего за один день можно побывать в XV-XX веках, посетить несколько стран Европы и Скандинавии, приобщиться к искусству и получить навыки кулинарного мастерства.  

Новый год и Рождество — это действительно пора волшебства, а потому чудеса случаются даже поблизости, и магия для этого, оказывается, не нужна.