Призрак писателя охранял дачу

1902 год. Ялта. Антон Павлович Чехов и его жена Ольга Книппер-Чехова. Фото: РИА Новости
1902 год. Ялта. Антон Павлович Чехов и его жена Ольга Книппер-Чехова. Фото: РИА Новости

В среду, 29 января, исполняется 160 лет со дня рождения Антона Чехова. С его именем был связан один из самых живучих мифов Царицына.

«Под Москвой, где-нибудь»

Осенью 1901 года Антон Чехов задумался о покупке дома под Москвой. Имение Мелихово к тому времени было уже продано, и писатель вместе с женой Ольгой Книппер жил то на съемных квартирах в Москве, то на купленной им даче в Ялте. 30 ноября 1901 года Антон Павлович написал жене, что хотел бы провести наступающую зиму в Москве или «под Моск вой, где-нибудь на даче, в Царицыно или Химках». С тех пор тема подмосковной дачи в их переписке возникала не раз.

— Одним из главных критериев к подбору места для дачи была возможность рыбной ловли, другим — близость железнодорожной станции, — говорит краевед Павел Смыслов, один из авторов энциклопедии «Царицыно. Об истории юга Москвы». — Этим двум критериям Царицыно соответствовало. Другой критерий, который он первоначально выдвигал, — уединенность — постепенно отодвигался на второй план.

Дом Езучевских, который писатель с супругой хотели купить. Располагался он в Царицыне. Фото: архив Государственного Дарвинского музея
Дом Езучевских, который писатель с супругой хотели купить. Располагался он в Царицыне. Фото: архив Государственного Дарвинского музея

Дом на Поповой горе

К поискам дачи писатель с женой приступили только в начале 1904 года. Их заинтересовал дом в Царицыне, на Поповой горе, на противоположном Третьему кавалерскому корпусу берегу оврага. Его продавала Анна Андреевна Езучевская, вдова преподавателя физики Дмитрия Петровича Езучевского (1835–1898). Здание было выстроено в 1885 году для постоянного проживания семьи, поэтому отличалось добротностью.

— Дом был просторным, двухэтажным, с большой открытой террасой, широкими окнами, красивым балконом второго этажа с резными балясинами, — описывает его Павел Смыслов. — В небольшой мансарде Дмитрием Петровичем была организована собственная обсерватория.

Накануне отъезда в Ялту, состоявшегося 14 февраля 1904 года, Чехов с женой отправились осмотреть дом. Это был единственный документально зафиксированный приезд писателя в Царицыно. Ольга Книппер вспоминала, что день был солнечный, и даже необходимость на обратном пути проделать 30 верст на санях («не то мы опоздали на поезд, не то его не было») ее с мужем не огорчила: «Несмотря на довольно сильный мороз, как наслаждался Антон Павлович видом белой, горевшей на солнце равнины и скрипом полозьев по крепкому, укатанному снегу!»

Подмоченный энтузиазм

Дом Чехову понравился, но его стоимость он посчитал завышенной. Вдова Езучевская просила 10 тысяч, но Чехов хотел сбавить 2–3 тысячи — он прикинул, что как раз такую сумму придется потратить на ремонт. 7 марта 1904 года жена написала Чехову в Ялту, что его брат Иван и сестра Мария только что вернулись из Царицына (сама Ольга Леонардовна не смогла сопровождать их): «Им очень понравилось, но все пугают, что кругом много воды и лихорадисто». Чехов отвечал: «... а я все же стою за Царицыно. <...>Не ходи за толпой, ведь про лихорадки говорит толпа, больше по слухам». 17, 22 и 25 марта Ольга Леонардовна ездила в Царицыно, расспрашивала владельцев соседних дач, и все убеждали ее, что в доме Езучевских совсем не сыро — он хоть и у оврага, но на возвышенности.

Макет дома, представленный на выставке в музее-заповеднике «Царицыно». Фото: Государственный музей-заповедник "Царицыно"
Макет дома, представленный на выставке в музее-заповеднике «Царицыно». Фото: Государственный музей-заповедник "Царицыно"

Первого мая 1904 года Ольга Книппер должна была встретиться с Анной Езучевской, а 5-го числа Чехов планировал уже обосноваться в Царицыне. 3 мая писатель приехал в Москву, но чувствовал себя совсем разбитым: кашель, температура... Было не до дачи. В июне супруги по совету врачей уехали на курорт Баденвейлер, где 2 июля 1904 год а Чехов скончался.

Его имя могло бы спасти памятник

Судьба дома Езучевских, как говорит Павел Смыслов, «остается до конца невыясненной». Вроде бы его снесли в 1970-е, но когда именно — неизвестно. Также неизвестно, когда в царицынскую мифологию вошло словосочетание «Домик Чехова». Это название прилепилось к двухэтажной дачке в заовражной части, недалеко от Оранжерейного моста (ее еще именовали «дачей Ольгиных»). Построена она была на рубеже XIX и ХХ веков (точное время не выяснено), официальный адрес при советской власти — улица Воздушная, 15. Известный царицынский краевед Игорь Сергеев пересказывал легенду, услышанную от старожилов: якобы однажды вдова Чехова устроила экскурсию по Царицыну для знакомых и о чем-то долго рассказывала, остановившись возле этой дачи. Так и возник миф, будто именно этот дом Антон Павлович собирался купить...

После революции в «Домике Чехова» размещался детский сад, потом отдел местного райисполкома, затем — лыжная база, а еще позже — бытовка реставраторов. В 1990-е годы в доме, пережившем к тому времени пожар, обосновался Эколого-культурный центр «Царицыно». Летом 2006 года дом, пришедший в аварийное состояние, был снесен. Покойный ныне краевед Сергей Чусов писал, что название «Домик Чехова» стало популяризироваться в годы перестройки в благих целях — «сохранить от уничтожения эту одну из немногих остававшихся в то время царицынских дач»: связь с именем писателя позволила бы «поставить ее на государственную охрану как памятник истории», а это, возможно, прод лило бы ее существование лет на 20.

Кстати:

С февраля по апрель 1904 года Чехов и его жена написали друг другу 80 писем, в 36 из них упоминается Царицыно.

Цитата:

— А вчера я опять была в Царицыне. Журчит в оврагах весенняя вода, прыгают и попискивают пичужки, видна из-под снега травка, воздух чудный, солнышко пригревает... Я мечтала. Чувствуешь, о чем? <...> А как было бы там славно. Верхняя большая комната с балконом была бы твоим кабинетом, другая, солнечная — наша спальня, малюсенькая с балкончиком — моим кабинетиком. <...> А когда там сирень кругом зацветет! Мы будем с тобой влюбленные. <...> Мечтай посильней о Царицыне» (Ольга Книппер — Антону Чехову, 23 марта 1904 года)

Новости партнеров