Когда душа идет за песней
В районе Чертаново Южное, на улице Кировоградской, во дворе между большими многоквартирными зданиями скромно притаился самый маленький в Южном округе Дом культуры «Гармония». Скромный он только по площади, а не по численности посетителей — в его кружках и секциях только на бюджетной основе занимается около двух сотен учащихся. И гордостью творческого коллектива старого ДК считается детский народный вокальный ансамбль «Веселина» под руководством Алены Анатольевны Грудининой.
Хористам «Веселины» — от 6 до 14 лет. Всего в составе коллектива — 45 ребят, неслучайно Алена называет себя многодетной мамой. Занятия — полностью бесплатные. В программе обучения — вокал, от одноголосного пения и простого унисона до исполнения сложных произведений а капелла — без аккомпанемента, постановка дыхания и голоса, развитие речи, обучение игре на народных инструментах (в основном перкуссионных, таких как ложки и трещотки). А также — развитие дикции, хореография, например — разучивание хороводных плясовых, история народных праздников со времен седой древности до наших дней... Без «Веселины» здесь не обходится ни один концерт, неизменно собирающий аншлаги. Ансамбль неоднократно одерживал победы на городских конкурсах и заслуженно носит звание «Ведущий детский творческий коллектив Москвы».
И старые, и малые
— Я работаю не только с детьми, — рассказывает Алена. — Недавно к двум детским группам добавился еще ансамбль пенсионеров. Бабушки и дедушки, занимающиеся по программе «Московское долголетие», с удовольствием поют народные песни. Как я попала в эту программу? О, это отдельная история! Меня, без преувеличения, сама судьба привела. Моя коллега из соседнего дома культуры, которая раньше вела вокал у пенсионеров, приболела и попросила меня ее подменить. Я думала, на несколько недель, от силы на месяц, а оказалось, что насовсем. Мои бабушки меня просто не отпустили, можно сказать, в осаду взяли. И в программе просто появился еще один ансамбль! Он уже стал лауреатом городского конкурса и завоевал приз зрительских симпатий в межрайонных творческих соревнованиях.
На середину светлого танцкласса, который «Веселина» делит с хореографическим кружком, выходят две русоволосые 12-летние девчушки-солистки, двойняшки Ксюша и Настя Николаевы. Без аккомпанемента заводят старинную русскую песню: «Вышла Дарьюшка на дорогу, помолилась Богу». От звонких, глубоких, очень взрослых голосов, кажется, содрогаются высокие — как положено, во всю стену — зеркала танцкласса. Такие песни в народе называют «плачами», и много лет назад великая исполнительница русского фольклора Людмила Зыкина называла их чрезвычайно сложными в отношении и техники, и эмоциональности.
— Да, до таких песен нужно еще дорасти, — соглашается Алена. — Но в нашем репертуаре должен быть не только праздник, печали тоже есть место в жизни. Тем более что Ксения и Анастасия уже вполне взрослые, у них, как видите, очень неплохо получается! Песни для «Веселины» я в основном разыскиваю в интернете, но, конечно, их приходится транспонировать под детские голоса — переводить в другую тональность, которая моим ученикам удобна.
Талант надо только разбудить
За «плачем» следуют плясовая, колядки, широкая и раздольная «путевая» песня — та, что поют в дальней дороге. И, наконец, торжественная и даже немного пафосная «Россия-матушка». Прямо готовый концерт!
— С песней «Раздайся, народ» мы через несколько недель пойдем на конкурс, — открывает секрет наша собеседница. — На самом деле здесь еще работать и работать. Кому-то, скажем, надо научиться держать высокие ноты, пускать свою песню в полет, а кому-то — перестать стесняться силы своего голоса.
В «Веселине» нет вступительного экзамена. Алена принимает даже тех ребят, у кого не было бы ни малейших шансов в обычной музыкальной школе.
— Говорите, вашему малышу медведь на ухо наступил? — смеется наша героиня. — Позвольте вам не поверить. Тот, кто слышит звуки, может со временем научиться слышать и музыку. Как любое свойство человеческого организма, музыкальный слух развивается в процессе тренировок. И даже самый слабый голос можно поставить, было бы у ребенка желание петь, а у педагога — любовь к своей работе и опыт учительства. Я люблю работать с трудными учениками! Они становятся мне настоящими друзьями.
Как пианино дорогу подсказало
Алена Грудинина родилась далеко от Москвы — под Читой, в старинном селе под названием Хохотуй. Должно быть, издавна любили здесь не только работать, но и веселиться, иначе откуда такое откровенное, бесшабашно-смешное имя у населенного пункта? Потом, когда Аленке было семь лет, семья Грудининых — мама Валентина Георгиевна, сестра Галина и сама Алена — переехали под Калугу.
— Мама была медсестрой. Но всю жизнь любила народное творчество и сама пела в самодеятельном ансамбле, — вспоминает Алена. — Наверное, страсть к русской песне у меня от нее. Впрочем, когда я была маленькая, не думала, что окажусь в Москве, в роли преподавателя музыкального коллектива. Школа у меня была самая обыкновенная, запомнившаяся разве что детской дружбой да нехваткой учителей. Кружковой работы почти не было, но ближе к старшим классам появилась возможность научиться играть на фортепиано — при школе открылась фортепианная студия, и меня туда отвели. Думала ли я в тот момент, что, садясь на табуретку перед длинной черно-белой клавиатурой, выбираю судьбу? Нет, наверное. Тем более что концертирующим исполнителем музыки я так и не стала, признанным аккомпаниатором — тоже. Разве что во время занятий с хором использую электронный рояль. А на сцене «Веселина» чаще всего пользуется минусовками, которые по моему заказу делает хороший композитор.
Любовь, которая поет
В 1984 году Алена с семьей переехала в Москву — Валентина Георгиевна хотела дать дочерям образование посильнее, чем в сельской школе.
— Меня записали в балетную студию, я стала учиться музыке всерьез, пела в самодеятельном хоре вместе с мамой, — говорит Алена. — И так получилось, что меня заметили, пригласили в студию при знаменитом хоре имени Пятницкого, который к тому времени был уже не просто народным, а академическим. Образование в этой студии приравнивается к окончанию музыкального училища, после нее даже в Гнесинку поступают. Но я предпочла вместо концертной деятельности преподавание, чем занимаюсь уже два десятка лет, и совершенно не жалею об этом. Я полюбила район, где мы поселились, полюбила строгую к любому приезжему, но справедливую и благодарную столицу. А что до концертов… Слава исполнителя коротка, а у учителя на всю жизнь остается возможность гордиться своими учениками.
Работа для Алены Анатольевны — главное в жизни. Когда ее спрашивают, сколько у нее детей, она с улыбкой отвечает: «Сорок пять!».
— А что? Я уже говорила, что мои хористы — это и есть мои дети, — гордо улыбается педагог. — А их мамы и папы — самые настоящие сестры и братья. Если бы вы только знали, как помогает мне родительский комитет во время всех концертных выездов! Мы — самая настоящая семья.
Наша собеседница считает, что русская песня сегодня переживает второе рождение. Да, современные исполнители поют иначе, чем вечерами пели наши бабушки на деревенских посиделках. На фольклорной сцене появились и академизм, и эстрадные нотки, манера исполнения народных песен все теснее сближается с современной. Но это значит только то, что забвение вековому наследию не грозит.
— Мы с моими учениками можем в порядке развлечения спеть какую-нибудь популярную современную композицию. А те, у кого лучше всего получается плясать «Барыню», в свободное время лихо прыгают хип-хоп. Это ведь дети сегодняшнего дня, что же вы хотите, их интерес к современным музыкальным направлениям — совершенно естественное дело! Зато в «Веселине» нет ни одного ученика, который приходил бы сюда по принуждению родителей. Нашими занятиями движет именно любовь к русской песне. А это, наверное, и есть самое главное.