Жизнь, наполненная музыкой

2019 год. Татьяна Ан. Фото: Игорь Генералов

Татьяна Ан — пианист, концертмейстер, музыкальный педагог с 45-летним стажем. За долгие годы работы она обучила немало юных музыкантов по всей стране - родилась и начала заниматься музыкой, а позже и провела первые уроки она в Хабаровском крае, работала в Набережных Челнах, а сейчас Татьяна Федоровна живет в столице, в Южном округе. Ведет лекции о музыке и культуре для жителей района Зябликово.

Татьяна родилась в городе Николаевск-на-Амуре Хабаровского края в 1949 году. Ее родители, школьные педагоги, всегда любили музыку, но специального образования у них не было. Папа Татьяны Федоровны самостоятельно научился играть на скрипке и даже сам смастерил себе инструмент. А мама Антонина Ивановна обладала хорошими вольными данными.

— Поэтому отец меня вместе с сестрой и братом и отправил в музыкальную школу, - улыбается Татьяна. — У нас в роду было много учителей, и папа хотел, чтобы хотя бы я стала профессиональным музыкантом. Мои сестра и брат, как и я, окончили «музыкалку», но жизнь связали с другими профессями.

1975 год. Татьяна Ан (слева) со своей ученицей Мариной, Комсомольск на Амуре. Фото из личного архива

В 1956 году семья Ан переехала на Сахалин, там Татьяна окончила музыкальное училище по классу фортепиано, стала концертмейстером - аккомпанировала музыкальным коллективам и солистам,начала преподавать. Там же она вышла замуж, и уже вместе с мужем отправилась в Комсомольск-на-Амуре, где около трех лет проработала в Центральной детской музыкальной школе педагогом.

Татьяна уверена: обучение в музыкальной школе идет на пользу каждому ребенку. Игра на инструментах развивает зрительную и двигательную память, мелкую моторику. Дети становятся более организованные и дисциплинированные.

— Занятия музыкой — это очень сложно. Нужна усидчивость, упорство, внимательность — те качества, которых иногда так не хватает современным мальчикам и девочкам, — говорит педагог. —Еще один важный навык, который дети получают в музучилище — это зрительская этика. Ребята начинают лучше понимать музыку, уважают выступающих на сцене и умеют слушать.

Большая часть жизни Татьяны, по ее словам, прошла Набережных Челнах.

— Моего мужа Юрия направили туда по работе в 1972 году, — рассказывает она. — А в 1975-м я переехала к нему туда. Из 45 лет педагогического стажа 37 прошли именно в Набережных Челнах.

В те годы Детская Музыкальная Школа № 6 имени Сайдашева, куда устроилась работать Татьяна, была одним из немногих культурных учреждений в городе и пользовалась популярностью у жителей Набережных Челнов.

—Бывало так, что я выпускала музыкантов, а потом они приводили ко мне своих детей, — улыбается женщина. — У меня учились очень отзывчивые и талантливые ребята, которых я очень любила.

В Детской музыкальной школе работало и театральное отделение. Там Татьяна Ан готовила учеников выступать на сцене и сама участвовала в спектаклях и капустниках.

2006 год. Справа - Татьяна Ан в образе Бабы Яги, Дед мороз - ее коллега Алексей Соловьев. Набережные челны Фото из личного архива

— Я шесть лет играла Бабу-Ягу, — смеется она. — Причем начинала я с положительных ролей — была Снегурочкой, старушкой-веселушкой, а затем перевоплотилась — стала Ягой.

Музыкальный салон

Татьяна считает, что в те годы ее жизнь была очень интересной и насыщенной. Но в музыкальной деятельности были и свои минусы.

—Молодые музыканты заканчивали школу и больше не занимались эстрадной деятельностью только потому, что им негде было выступать, — объясняет наша героина. — Эта проблема существует и сейчас.  Выпускники теряют свои навыки за годы бездеятельности. И я решила хотя бы частично исправить эту ситуацию.

Татьяна Федоровна создала в Набережных Челнах музыкальный салон. Выпускники музыкальной школы могли выступать там, давать концерты, общаться.

— Эта идея так всем понравилась, что через некоторое время пришлось искать помещение побольше, — улыбается педагог. —К счастью, у меня было много знакомых, которые предоставляли нам площадки для выступлений.

Без практики теряются навыки игры на любом инструменте, так что такой формат выступлений помогал сохранять музыкальную культуру в городе. А хорошо играли очень многие ее выпускники. По словам Татьяны, современное понятие «виртуоз» очень отличается от того, что было 20-30 лет назад.

— Мы за время учебы оттачивали технику, доводили игру на инструменте до автоматизма. Удивительно, что сейчас такой подход не приветствуется, — говорит Татьяна. — Музыкант может пропустить пассаж или добавить авторское видение в композицию. В современном искусстве ценится индивидуальность.

 

Авторские лекции

2019 год. Татьяна Ан. Фото: Игорь Генералов

Неудивительно, что вся семья Татьяны Ан любит музыку. Старшая дочь Влада закончила музыкальную школу по классу фортепиано, но решила связать свою жизнь с физикой. Сын хорошо играет на гитаре.

— Вся моя жизнь наполнена музыкой! Я и настояла на том, чтобы мои внуки тоже пошли в музыкальную школу, — смеется Татьяна.  — Внук Юрий освоил гитару, десятиклассник Владимир — флейтист, а старший внук Антон играет на фортепиано. И пусть они не планируют заниматься музыкой профессионально, я знаю, что творчество пошло им на пользу и не раз пригодится в жизни.

В 2016 году Татьяна с мужем переехали в Москву. После стольких лет активной творческой деятельности женщина поняла, что и на пенсии не сможет сидеть без дела. Поэтому, когда сотрудник Территориального центра социального обслуживания района Зябликово предложила ей вести образовательные лекции о музыке, Татьяна с радостью согласилась.

— Я уже провела семь лекций, — поясняет пианистка. — На них я рассказала об истории возникновения музыкальных инструментов, о композиторах и их произведениях. Еще одна тема, с которой я выступала — редкие инструменты. Например, сейчас люди используют  в качестве музыкальных инструментов... газовые баллоны, электрические приборы, гидрофоны! Это очень интересно!

Лекции Ан стали пользоваться популярностью, и педагог решила расширить круг тем. Побывав в Южной Корее, Татьяна поделилась увиденным со слушателями, рассказала о менталитете, культуре и достопримечательностях другой страны.

— Сейчас мне очень помогает мой прошлый опыт, — говорит Ан. — Еще в детской музыкальной школе при подготовке учебного материала я придумывала всякие сценарии, театрализованные представления, писала стихотворения, чтобы мои ученики лучше и легче усваивали материал.

Вот и сейчас во время Татьяна использует для своих лекций фотографии, музыкальное сопровождение. А на лекцию о струнных щипковых инструментах педагог пригласила своего внука Юрия, чтобы он сыграл на гитаре. Такой подход очень нравится участникам лекций, а Татьяна собирается и дальше приглашать на лекции юных артистов.

—Сейчас я планирую предложить музыкальным школам взаимовыгодное сотрудничество: их ученикам нужны площадки для выступления, а моим слушателям — живое исполнение, — говорит педагог.