Тенор приглашает на вальс

Свой творческий путь житель Бирюлева Западного Виталий Иванов начал на пенсии: в 73 года он узнал, что может неплохо исполнять партии тенора, да и двигаться в ритмах танго и вальса ему удается легко.
Мы встретились в доме № 11А по Медынской улице. Здесь находится филиал «Бирюлево Западное» Территориального центра социального обслуживания «Чертаново». Виталий выбрал для беседы уютный, зеленый и солнечный, кабинет на первом этаже. Наш герой — человек открытый и позитивный, и, кажется, само место идеально отражает характер мужчины.
Брать пример с сестры
Виталий Нилович родился в Москве 2 февраля 1947 года. Своего отца он не помнит — тот ушел из жизни, когда сыну было 11 месяцев. Мальчик рос со старшим братом Аркадием и сестрой Валентиной. Мама, Екатерина Петровна, трудилась на трех работах, чтобы обеспечивать семью. Некоторое время женщина даже работала кочегаром в доме, где жили Ивановы. Тогда в пятиэтажке на Электрозаводской улице была своя котельная.
— Это было послевоенное время… Мама тянула нас, как могла. Но я помню, что мы всегда ходили в чистой, опрятной одежде и не ощущали острой нехватки чего-либо, — вспоминает Виталий. — Наша семья жила очень дружно — вчетвером в комнате площадью 22 метра в коммунальной квартире.
Много времени Виталий проводил с сестрой. Валентина помогала брату, часто выручала, а поскольку была старше на 10 лет, еще и воспитывала. Как и Валентина, Виталий рос очень любопытным и любознательным ребенком. Но не всегда эти качества приносили мальчику пользу: он все время хотел что-то исследовать, изучать и проверять, а потому залезал на деревья или крыши и, конечно, нередко падал, даже получал травмы. Во дворе Виталия в шутку прозвали Маресьевым — в честь советского военного летчика-истребителя, которому ампутировали обе ноги, но тот все равно рвался в полет.
— К примеру, я как-то в детстве засунул руку в спицы колеса велосипеда. Конечно, получил травму. Рядом, как и всегда, оказалась сестра, которая помогла мне вытащить руку. Мы и сейчас с Валентиной очень близки. Несколько раз в неделю обязательно звоним друг другу. Ей сейчас 82 года. Хоть кавалера у нее нет, она ведет активный образ жизни, — улыбается Виталий. — До сих пор водит автомобиль.
Французский пригодился
В школе Виталий был типичным «середнячком»: чаще всего в дневнике красовались тройки и четверки. Правда, был один предмет, который мальчик изучал с особым удовольствием. Иванов очень любил французский язык. Его он помнит до сих пор, даже без запинок наизусть прочитал басню Крылова «Стрекоза и Муравей» на французском!
После окончания 11-го класса Виталий поступил в ремесленное училище на слесаря. Со 2-го курса он уже работал в Научно-исследовательском институте дальней радиосвязи на Преображенской площади и трудился там шесть лет.

А в 1969 году отправился в первый рейс в вагоне-ресторане поезда дальнего следования в качестве… официанта. Такой поворот определил случай. Как-то раз Виталий Нилович пришел на день рождения своей двоюродной сестры. Среди гостей был один из сотрудников железной дороги. Он отметил красноречие и коммуникабельность Иванова — и предложил пойти к ним работать.
— А меня привлекла возможность посмотреть мир и пообщаться с интересными людьми. И путешествовать любил всегда. За четыре года работы на железной дороге я успел побывать почти во всех городах Ярославского направления, — рассказывает Виталий.
Он считает, что Россия — красивая страна и каждый ее город — особенный. Но больше всего Иванову запомнились Владивосток и Архангельск, их набережные и мостовые. На то, чтобы посмотреть достопримечательности, у поездной бригады всегда оставалось мало времени — рейсы сменяли друг друга, и Виталий Нилович придумал следующий способ. Он садился в том городе, куда приезжал, в трамвай — и просто катался на нем. Заезжал в самые старые районы, наблюдал за течением жизни, рассматривал архитектуру зданий.
— А еще много интересного о местности и жителях можно узнать, посещая ярмарки и барахолки. Иногда я привозил из разных городов интересные вещицы. Например, у меня до сих пор хранится японский зонтик, купленный во Владивостоке, — говорит Виталий.
Работая в поезде, мужчина завел много интересных знакомств. В вагон-ресторан часто заходили и иностранцы.
— Одна девушка-француженка регулярно ездила из Москвы во Владивосток. Даты ее путешествий совпадали с моим графиком работы. Мы подружились, общались на французском — вот знание языка и пригодилось. Думаю, девушка имела на меня определенные виды, — улыбается Виталий. — Но в то время я уже был влюблен в другую — ту, которая стала моей женой.

Боевая девчонка
Недалеко от дома, где жил Иванов, находился Шелковый комбинат имени Щербакова. Там ткачихой работала красивая девушка Анна, покорившая сердце Виктора.
— Мы, молодые парни, по обыкновению ходили к девчонкам в гости. Анна выделялась среди всех мудростью. С первой встречи запомнилось ее коричневое пальто, которое она сшила сама, — вспоминает Виталий. — Мы начали общаться, и я понял, что у нас много общего: оба стремились к высоким целям, хотели идти вперед и развиваться.
А еще Виктор вспоминает, что однажды увидел, как Анна с подругами ныряла в снег в купальнике.
— Ну, думаю, боевая девчонка! Отчаянная, как и я! — улыбается Иванов.
В этот момент он и решил, что нашел родственную душу.
3 февраля 1972 года Виталий и Анна поженились. Через год у них родился сын Дмитрий. Семья переехала в Бирюлево Западное.
— Я воспитывал в сыне доброту, любовь к животным. Еще он, как и я, очень любит читать научно-познавательную литературу. Это нас объединяет. Сейчас у Димы уже растут свои дети — Виктория и Матвей. В их воспитании я тоже принимаю участие, стараюсь проводить с внуками больше времени, — говорит Виталий.

Тенор танцует танго
Иванов признается, что работать официантом в поезде было интересно, но трудно. Поэтому Виталий решил продолжить карьеру в ресторане «Севастополь» в гостинице «Интурист». Начал Иванов обычным официантом, а потом ему доверили обслуживание только иностранных туристов. В «Севастополе» Виталий проработал 14 лет, а затем ушел на пенсию.
— Как-то раз я гулял по нашему району. Смотрю: открыли новый корпус территориального центра социального обслуживания. Я же любознательный, ничего не пропущу! Зашел сюда и записался в кружок вокала. Так и начался мой творческий путь, — улыбается Виталий.
Первая песня, которую репетировал Иванов — «Если б я был султан» из фильма «Кавказская пленница». Этот номер Виталий долго готовил с преподавателем. Песню Султана Иванов исполнил на своем первом концерте в ТЦСО.
— Конечно, перед выступлением я много тренировался и совершал ошибки: и музыкальные, и в словах. Но регулярные репетиции дали результат. Кстати, оказывается, мой голос — тенор, — говорит Виталий и в подтверждение своих слов исполняет мне одну из песен Булата Окуджавы.
Однако заниматься только вокалом Иванову показалось недостаточно: мужчина решил научиться танцам. Причем парным!
— Мне нравятся абсолютно любые стили! Танго, вальс, полька… Тем более что я могу применять полученные навыки в жизни. Например, на танцевальных вечерах в санаториях и домах отдыха, куда я иногда езжу.
С другими участниками танцевального кружка, организованного в рамках программы «Московское долголетие», Виталий выступал в Центре культуры и искусства «Меридиан», городских библиотеках и, конечно, в актовом зале ТЦСО.
— Наших выступлений многие ждут. Подходят иногда в коридоре и спрашивают, когда будет концерт. Мы собираем полный зал, а зрители всегда аплодируют. Это приятно! — говорит Виталий.
