Сергей Меринов: Мультфильмы рисуют только фанатики

15 марта 2019 года. Режиссер Сергей Меринов на фестивале анимационного кино «Суздальфест». Фото: Елена Булова
15 марта 2019 года. Режиссер Сергей Меринов на фестивале анимационного кино «Суздальфест». Фото: Елена Булова

Сегодня в кинотеатрах нашего округа — на Борисовских Прудах и на Каширском шоссе — идет программа «Мульт в кино» — еженедельная подборка свежих российских мультфильмов. А ведь совсем недавно ее не было, и мамы малышей сокрушались о том, что их чадам негде увидеть современные короткометражные мультики отечественных студий. О позитивных изменениях в мире российской анимации корреспондент «ЮГ» побеседовал с художественным руководителем анимационной студии «Пластилин», членом художественного совета анимационной студии «Пилот» режиссером Сергеем Мериновым.

 

Сергей, в еженедельной подборке «Мульт в кино» присутствуют новые серии лучших анимационных российских проектов современности — «Смешариков», «Маши и Медведя» и «Фиксиков», а также фильмы цикла «Гора самоцветов», к которому вы имеете непосредственное отношение. Чем сегодня может похвастать российская анимация?

— Анимация возродилась. В России сегодня, в отличие от ситуации десятилетней давности, работают огромные индустриальные студии, на них трудятся сотни человек. В последние годы пришло молодое поколение аниматоров, очень интересное. Так что о российской анимации мы уже можем говорить, как об отрасли, об индустрии, реально существующей и конкурентоспособной по мировым меркам.

В последнее время в кинотеатрах идет огромное количество качественных анимационных полнометражных фильмов. А на телевидении появились тематические каналы — «Мульт», «Карусель», «Рыжий»… Причем их настолько много, что уже очень остро встает вопрос о том, чем заполнять эфир. Тот же канал «Мульт» для решения этой проблемы создал огромную студию «Паровоз», на которой собрал молодежь, чуть ли не всех выпускников ВГИКа. Эта студия невероятными темпами выпускает продукцию, при этом отрадно, что у них существуют достаточно высокие требования к продукту. Вот и на «Союзмульт фильме» собралась очень интересная команда молодых людей, мы видим их прекрасные проекты — «Оранжевая корова», например. Короче, в стране наблюдается подъем и полнометражного анимационного кино, и сериального. Это действительно хорошая большая история.

На какие названия вы бы обратили внимание родителей? Что рекомендуете посмотреть?

— Мне, например, очень нравится авторский фильм Наташи Мирзоян «Пять минут до моря». Это великолепное невероятное авторское кино, оно уже кучу призов по миру собрало и продолжит собирать. У Наташи и до этого были прекрасные авторские фильмы — «Чинти», «Мадам и дева». При этом она еще и режиссер «Смешариков». Также мне очень нравится Роман Соколов, который снял анимационный фильм «Теория заката». И он, кстати, тоже делает «Смешариков».

К сожалению, сейчас не осталось практически студий авторской анимации, как это было в 1990-е годы, но на «Союзмультфильме» есть отдел авторского кино, где снимаются фильмы молодежью, которая работает еще и на сериалах. В этом есть рациональное зерно: мы превратились в нормально работающую отрасль, которая зарабатывает сама, не зависит от денег государства и известна своей продукцией во всем мире.

Ну а как вам, художнику, который делал прекрасные авторские фильмы цикла «Гора самоцветов», цензура «тугого кошелька»?

— Художники, конечно, сталкивались с безграмотностью некоторых продюсеров, считающих, что они лучше знают, что именно нужно зрителю. Для нас это тяжело. Конечно, можно переснять телешоу, если оно не сложилось: это не потребует таких вложений сил, как анимация. У нас же долгое, трудное искусство.

И вкладывать душу и свои умения в пошлый фильм неприятно и неудобно. Анимация для этого не приспособлена. Аниматор работает долго и на века. Многие продюсеры уже начали это понимать, слава богу, и сегодня бизнесмены стали признавать, что главная анимационная политика — это качество. А качество себя оправдывает. Если бы от «Маши и Медведя» продюсер требовал производить по серии в месяц, гнал бы лошадей, то у этого, самого успешного сериала в мире, такого успеха бы не было.

Какое качество объединяет людей, идущих работать в анимацию?

— В анимации работают одни фанатики. Нельзя к этой работе с холодным носом относиться. Не получится. И нет никакого другого стимула работать в нашей профессии, кроме того, что это тебе нравится, и ты получаешь от этого удовольствие. Никакие деньги это не заменят.

Вы делали для «Фиксиков» так называемые «Фиксипелки». Вам самому интереснее работать в авторском кино или сериальном?

— Мой учитель, гениальный Александр Татарский, придумал великую обманку. Он сказал: «Вы не хотите показывать авторские фильмы, значит, мы сделаем вам авторский сериал». «Гора самоцветов», которым я много лет занимаюсь, — это авторский сериал с подходящим для ТВ метражом в 13 минут, который состоит целиком из авторских фильмов абсолютно разных режиссеров. Они объединяются в сериал только моими заставками пластилиновыми. Но даже у меня там все фильмы разные, сделанные в разной технике.

Какие именно фильмы там ваши?

— Первый фильм — страшная мордовская сказка «Куйгорож», восходящая к временам мордовского язычества, которое сохранялось долго, вплоть до последнего времени. Второй фильм снят по русским духовным стихам про Егория Храброго, то есть про Георгия Победоносца. Стихотворение, лежащее в основе, — это пересказ бабушками библейских книг из уст в уста. Мне было интересно поговорить на тему религии простым языком, и, по-моему, это удалось. Вообще мы стараемся для «Горы самоцветов» брать народные источники, никак не приукрашивая их.

Потом я делал фильм «Зубы, хвост и уши», в котором попытался поговорить с детьми о бродячих повторяющихся сюжетах сказок разных народов. В этом фильме мы рассказали про длинные уши зайца и его короткий хвост, про которые говорят разные сказки — русская, эстонская, китайская…

А как появился проект «Пластилиновая азбука»?

Для меня это очень дорогой проект. Мне захотелось, чтобы дети росли на наших фильмах с младенческого возраста. Мы сделали 33 маленьких фильма по количеству букв в русском алфавите, написав 33 песенки про каждую. Со мной работали на проекте ученики, я был худруком и режиссером всех серий.

Новости партнеров