Не выходи из комнаты, не совершай ошибку: что связывает джаз и стихотворения Бродского

Спектакль «Бродский Jazz» состоялся в библиотеке №150. Фото предоставлено сотрудниками ЦБС ЮАО
Спектакль «Бродский Jazz» состоялся в библиотеке №150. Фото предоставлено сотрудниками ЦБС ЮАО

«Не выходи из комнаты, не совершай ошибку...». Пожалуй, это самая известная строчка из всех стихотворений поэта, драматурга и эссеиста Иосифа Бродского, которому в 2020 году могло бы исполниться 80 лет. 

Знаменитые строки не раз становились эпиграфом к книгам или красовалась на стене многоэтажек в виде граффити. Но и ранние стихотворения поэта, опубликованные в 1930х-1940х годах, пользуются не меньшей популярностью среди людей по всему миру. 

В библиотеке №150 устроили показ спектакля «Бродский Jazz», на котором прозвучали первые произведения писателя. Корреспондент сайта «Южных горизонтов» приняла участие в мероприятии и узнала, как связаны лауреат Нобелевской премии и американский джаз. 

Почтить память поэта через ранние стихотворения под джазовые произведения — довольно необычная идея. Во время спектакля прозвучали «Желтая куртка», «Я входил вместо дикого зверя в клетку» и «Пятая годовщина». Эти стихотворения Бродский написал перед своим отъездом в Соединенные Штаты Америки. В произведениях чувствуется явная тоска по родине. Примечательно, что Бродский размышлял о теме вынужденного расставания, вспоминая греческую мифологию. Со сцены прозвучала и «Пятая годовщина». Но обо всем по порядку.

Фотозона библиотеки №150. Фото предоставлено сотрудниками ЦБС ЮАО
Фотозона библиотеки №150. Фото предоставили сотрудники ЦБС ЮАО

В библиотеке №150 собрались как ярые поклонники творчества Иосифа Бродского, так и те, кто не понимает его стихотворений. Многих заинтересовала идея соединения живой музыки и, казалось бы, таких неритмичных произведений.

За час до начала спектакля в лекционном зале библиотеки организовали показ фильма «Прогулки с Бродским». Рядом с экраном воссоздали стилизованную рабочую зону поэта. Такой ход позволил гостям библиотеки сильнее проникнуться кинокартиной.

В холле, перед входом в концертный зал, поставили специальную фотозону и организовали выставку книг. Среди экспонатов были как издания со стихотворениями Бродского, так и сделанные сотрудниками библиотеки листки, на которых будто бы писал сам поэт. Неподалеку от фотозоны сотрудники библиотеки провели мастер-класс под названием «Из ниоткуда с любовью». На занятии всем желающим предложили сделать трехмерную открытку. Вид поделки выбрали неслучайно — Иосиф Бродский покинул Россию в 23 года и был вынужден поддерживать общение со своими родными и близкими при помощи эпистолярной связи. Поэт часто присылал друзьям открытки. Иногда он даже делал их самостоятельно.

Жительница района сделала открытку на мастер-классе «Из ниоткуда с любовью». Фото предоставлено сотрудниками ЦБС ЮАО
Жительница района сделала открытку на мастер-классе «Из ниоткуда с любовью». Фото предоставили сотрудники ЦБС ЮАО

— На обратной стороне открытки я запишу стихотворение Иосифа Бродского и подарю ее внуку, — поделилась участница мастер-класса Елена Демидова.

Она рассказала, что стала часто посещать читальню, чтобы привить внуку любовь к чтению с детства.

После мастер-класса посетителей пригласили в концертный зал библиотеки.

— Здесь есть большой зал для проведения сценических мероприятий. Мы стараемся максимально использовать его в качестве площадки для открытия множества проектов. В частности, в январе 2020 года стартовал «Библиотеатр». Открытие состоялось как раз на сцене в нашей библиотеке №150. Мероприятие «Бродский Jazz» — это часть проекта «Библиотеатр». Главной нашей целью стало привлечение внимания москвичей к литературе через театральное искусство. Мы хотим, чтобы люди стали больше читать, — рассказал Константин Беляков, начальник отдела по связям с общественностью Централизованной библиотечной системы Южного округа.

Зрители зашли в зал и сели в мягкие кресла. И вот спектакль начался...

 

Я входил вместо дикого зверя в клетку,
выжигал свой срок и кликуху гвоздем в бараке,
жил у моря, играл в рулетку,
обедал черт знает с кем во фраке.
С высоты ледника я озирал полмира,
трижды тонул, дважды бывал распорот.
Бросил страну, что меня вскормила.
Из забывших меня можно составить город.
Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна,
надевал на себя что сызнова входит в моду,
сеял рожь, покрывал черной толью гумна
и не пил только сухую воду.
Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя,
жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.
Позволял своим связкам все звуки, помимо воя;
перешел на шепот. Теперь мне сорок.
Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность.

— 1908 год, И.Бродский

 

Сочетание джазовых мотивов и отрывистых слов актера трудно описать словами. Это сближение отдельных свойств стихотворной речи с музыкальной поэтикой.

Выступление артиста Дмитрия Аксенова в роли Иосифа Бродского. Фото предоставлено сотрудниками ЦБС ЮАО
Выступление артиста Дмитрия Аксенова в роли Иосифа Бродского. Фото предоставили сотрудники ЦБС ЮАО

Представление было построено на ранних произведениях Иосифа Бродского и таких джазовых хитах, как Hello, Dolly!, Fly me to the moon и Autumn leaves. Если вы хотите на мгновение ощутить то, как звучат стихотворения поэта под джаз, просто включите эти музыкальные произведения и прочитайте стихи вслух.

Джазовые песни на спектакле исполнила музыкант Валерия Шургалина. Спектакль завершился настоящим аншлагом.

Оказалось, что подготовка к столь впечатляющему выступлению — дело нелегкое. Дмитрий Аксенов и Олег Анохин подробно рассказали о репетициях и том, как зародилась идея проекта «Бродский Jazz».

— Первый раз мы встретились у меня дома и я рассказал Олегу про идею спектакля. Он сразу же предоставил мне список песен, которые вошли позже в постановку. Музыку Олег подобрал опираясь на тексты стихотворений. Он выбрал те песни, которые, по его мнению, идеально дополняли идею постановки, — с улыбкой отметил Дмитрий Аксенов.

Актер рассказал и о том, как познакомился с творчеством Иосифа Бродского.

— Впервые я прочитал его стихотворения в студенческие годы. Во время учебы в театральном институте, и у меня была мечта — читать Бродского со сцены. В те времена у меня появилась такая возможность. Но тогда это не получилось, — вспоминает Дмитрий Аксенов.

Он заметил, что стиль Иосифа Бродского очень сложен для чтения со сцены.

— Один критик как-то раз сказал мне про наш спектакль: «Бродский? Это же такой холодный человек!». Я ему ответил, что у поэта все написано с сарказмом. У него чувствовалась тончайшая ирония. Все было выведено так, что он сначала писал об одном, а потом, делая одну небольшую ремарку, перечеркивает тем самым все, что было сказано в начале. За несколько четверостиший Иосиф Бродский уже убедил вас в чем-то, а потом просто сказал «Я пошутил», — с восхищением рассказал Дмитрий Аксенов.

При этом артист отмечает, что сам Бродский не любил, когда его произведения читали со сцены. У поэта есть стихотворение, в котором он дает понять читателям, что сам процесс чтения стихов — это своего рода молитва, которую нужно произносить самому и желательно в гордом одиночестве.

— Он говорил, что читать стихи — это все равно что шептать на ухо богу. Сергей Юрский, заслуженный артист России, был знаком с Иосифом Бродским лично. И уже тогда актер читал стихотворения поэта со сцены, несмотря на запреты автора. После смерти Бродского Сергей Юрский перечитывал новые стихотворения и увидел одно, которое называется «Театральное». Возле него была подпись «Посвящается Сергею Юрскому». Актер заметил, что поэт посвятил ему это произведение только спустя некоторое время. Я считаю — это удивительно, — сказал Дмитрий Аксенов.

Артисты после удачного выступления. Фото предоставлено сотрудниками ЦБС ЮАО
Артисты после удачного выступления. Фото предоставили сотрудники ЦБС ЮАО

Олег Анохин поддержал своего коллегу в отношении к творчеству Иосифа Бродского.

— Я совсем недавно стал знакомиться с поэзией разных авторов. И к Броскому «пришел» не так давно. Но его стихотворения глубоко поразили меня своим реализмом и отношением. С какой-то стороны я считаю, что к Бродскому нужно просто вовремя «прийти». И тогда его произведения откроются в необычном свете, — сказал Олег Анохин.

Творчество Иосифа Бродского полюбили как в России, так и по всему миру. Проект «Бродский Jazz» стал своеобразным проводником между писателем и москвичами всех возрастов, а заодно помог связать такие разные стихотворения и музыку.

Если вы любите стихотворения Иосифа Бродского, попробуйте прочитать их под звуки американского джаза. Творчество поэта раскроется для вас совершенно с новой стороны.