Унесенный ветром

 

Начало 1970-х. Дмитрий Велигура. Фото: из личного архива
Начало 1970-х. Дмитрий Велигура. Фото из личного архива

В Бирюлеве Восточном больше 20 лет прожил фронтовик Дмитрий Игнатьевич Велигура (1912– 1993). Во время Великой Отечественной получил орден Красного Знамени за необычный подвиг: трехчасовой полет над Москвой на унесенном ветром аэростате.

Аэростаты заграждения стали одним из символов военной Москвы. В вечерних сумерках в воздух всплывали гигантские серебристые рыбины. Они мешали вражеским самолетам снижаться: это уменьшало точность бомбометания и упрощало задачи зенитной артиллерии.

Но аэростат мог в одночасье стать врагом и для самих бойцов противовоздушной обороны. Налетал ветер — и ленивая «рыбина» начинала метаться, как загарпуненный кит. Инциденты с аэростатами случались в Москве за войну не раз. История Дмитрия Велигуры была первым подобным случаем. И одним из немногих, обошедшихся без человеческих жертв.

«СПАСИБО ОТЦУ — РОДИЛ ЗДОРОВЫМ»

Дмитрий Велигура славы не искал и красноречием не отличался. Однако в двух книгах, с разницей в полвека, появились рассказы, изложенные от его лица. Скорее всего, они были записаны с его слов профессиональными журналистами — как говорили в советское время, «литературными обработчиками».

В первой книге — «Рассказы строителей метро» (1935) — обнаружились сведения о его ранней биографии. А в сборнике «Стерегущие небо» (1986), посвященном прошлому и настоящему войск ПВО, — о его фронтовом подвиге.

Родился Велигура в селе Новостроевка Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская область Украины). Отец покинул семью, и мальчику пришлось в девять лет пойти в батраки. Потом отец обосновался в Москве — и Дима, не умевший даже читать, перебрался к нему. Выучился на столяра. Поехал в Магнитогорск, в котором еще и бараки не были построены, — значит, это была весна 1929 года, парню в лучшем случае исполнилось на тот момент 17 лет. Трудился плотником, потом бетонщиком и монтажником. Вернулся в Москву, стал точильщиком на «Парижской коммуне». А в 1933 году комсомольца Диму мобилизовали на строительство метро.

В мае 1935 года Велигуре, 23-летнему бригадиру кессонной шахты Метростроя, вручили в Кремле почетную грамоту ЦИК СССР — за «большевистские темпы... работы в тяжелых геологических условиях». В «Рассказах строителей метро» приводится простодушная фраза, которой бригадир объяснял причину своих трудовых успехов: «Спасибо отцу — родил здоровым».

Фрагмент плаката «В свободном полете» (1956, художник Александр Стадник), посвященного подвигу сержанта
Фрагмент плаката «В свободном полете» (1956, художник Александр Стадник), посвященного подвигу сержанта.

РОКОВАЯ ЛЬДИНКА

Накануне войны Дмитрий Игнатьевич трудился в ремонтных мастерских Камвольно-прядильной фабрики имени М. Калинина.

В мае 1941 года 29-летнего токаря отправили на военную переподготовку и зачислили в 1-й полк аэростатного заграждения. Он сразу отлично себя зарекомендовал: сильный, умелый, жизнь повидал! Когда началась война, лучшего кандидата на должность командира отделения было не найти. А расположилось отделение возле подмосковной деревни Черепково — сейчас это часть района Кунцево, там, где находится Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии.

28 ноября 1941 года в седьмом часу утра поступил приказ «выбрать», то есть спустить на землю, аэростаты, благополучно отслужившие ночную смену. Аппараты использовали «тандемом» — верхний крепился к тросу нижнего. Зажужжал барабан автолебедки, подтягивая нижний баллон к земле. Убедившись, что бойцы уже его «треножат», то есть привязывают к вогнанным в землю «штопорам», сержант Велигура гаркнул:

— Выбрать верхний аэростат на четвертой скорости!

Моторист снова запустил лебедку, а его помощник стал скалывать клещами с троса наледь. И вдруг льдинка отлетела мотористу в лицо. Боец чертыхнулся и зажал глаз руками. Этого мгновения хватило, чтобы универсальный блок лебедки заглотнул вертлюг — звено, соединявшее тросы аэростатов. И трос оборвался. Аэростат, дотронувшийся было до земли стропами, ринулся от нее прочь.

Дмитрий Велигура машинально ухватился за одну из строп. Его поволокло по утоптанному снегу. Командир только и успел, что накрутить веревку на запястье. А потом почувствовал, что уже не касается земли.

В первые секунды он еще мог спрыгнуть, но... Как потом отвечать за «вверенную посту материальную часть», то есть пропавшую оболочку аэростата?

ТОЛЬКО ВВЕРХ!

Надо было добраться до клапана, стравить газ и заставить аэростат спуститься. Велигура начал карабкаться по стропе — а в ней было 40 метров. На земле он одолел бы ее в два счета. Но сейчас закоченевшие без рукавиц ладони зря размазывали кровь по отполированной наледью веревке. Сержант раз за разом соскальзывал вниз.

Даже просто висеть становилось нелегко: плечи понемногу начинало сводить от напряжения, в груди все немело. Вдруг Дмитрию пришло спасительное воспоминание о Магнитке, где он лазил по строительным лесам. И сержант, болтавшийся между небом и землей, ухитрился обвязать себя концом веревки вокруг пояса на манер монтажника.

Теперь можно было оглядеться и оценить обстановку. Аэростат несло на северо-восток, Велигура ясно различал Центральный аэродром на Ходынском поле. Приземляться в городе — плохо: оболочка аэростата обо что-нибудь порвется.

Ветер переменился, аэростат погнало назад, к Кунцеву. Снизу донеслось отвратительное: «Джиу-дзыдзы!»

— Понял: из пулемета по мне бьют, очевидно, за диверсанта приняли, — рассказывал много лет спустя Дмитрий Игнатьевич составителю сборника «Стерегущие небо». — И так мне показалось глупо и обидно погибнуть от своей же пули, что это придало мне силы, покарабкался я вновь наверх.

Брюхо аппарата потихоньку становилось все ближе. Вот и клапан... И вдруг аэростат влетел в облако. Час от часу не легче — эдак к фрицам занесет, а ты и не поймешь! Наконец внизу появился просвет, и через него Велигура увидел поляну. Вроде пустая... Сержант дернул шнур. Раздался свист, и земля понеслась навстречу.

САМЫЙ ВАЖНЫЙ ГРУЗ

Его окружили какие-то дети. Он поначалу не смог сказать им ни слова: горло намертво пересохло, губы и щеки сковала ледяная маска. Кое-как сумел выдавить: «Враг близко?» И узнал, что приземлился на нашей территории, в семи километрах от фронта, рядом с совхозом «Малино» (теперь это район Зеленограда).

Подкатила полуторка, из нее выскочили трое бойцов. Выполнить их команду «Руки вверх!» было непросто: обледенелая шинель превратилась в пудовые латы. Велигура показал солдатам изодранные в клочья ладони, потом перевел взгляд на лежавшую в его ногах сдувшуюся оболочку аэростата.

— Ничего не случится с твоим пузырем, — буркнул красноармеец. — А вот ты можешь и слинять! Кто тебя знает, что ты за птица. Поехали, разберемся!

Велигуру доставили под конвоем в особый отдел части, расквартированной в Малине. Он не обижался даже в душе: понимал, что нужна бдительность. Его допросили, созвонились с Москвой — и там им подтвердили, что утром из Черепкова унесло на аэростате командира отделения. Дмитрия Игнатьевича накормили, перевязали ему ладони и хотели проводить отдохнуть.

— Матчасть надо бы доставить! — взмолился Велигура. — Иначе не успокоюсь.

На повозке, запряженной двумя лошадьми, вместе с ездовым он отправился на ту самую поляну — и вернулся в Малино с драгоценным грузом только в девять вечера. А на следующий день за Дмитрием Игнатьевичем и аэростатом приехал комиссар полка. И ахнул: голова сержанта, еще вчера черная как смоль, была сплошь белой...

ЕШЬТЕ, ДЕВУШКИ, КАПУСТУ

Позднее будет подсчитано: Велигура дрейфовал в воздухе около 3 часов, на высоте от 600 до 1000 метров, и преодолел 110 километров. Причем аэростат — этим Дмитрий Игнатьевич особенно гордился — оказался невредим. 4 марта 1942 года сержанта наградили орденом Красного Знамени.

Велигура продолжал службу в ПВО. Застал момент, когда весной 1942 года бойцов-мужчин стали заменять девушками.

— Они приехали такие худенькие, — рассказывает падчерица героя Татьяна Мартынова. — А через несколько месяцев щечки у них стали розовенькие. Потому что он где-то раздобыл капусты, сам заквасил и прямо-таки заставлял их есть ее с картошкой.

После войны Дмитрий Велигура вернулся на фабрику имени М. Калинина. Это предприятие находилось (по крайней мере в последние десятилетия) на Варшавском шоссе, 25а. В начале XXI века фабрика была ликвидирована (сейчас на ее месте бизнес-центр), ее архив, к сожалению, недоступен. Судя по всему, даже перевалив за седьмой десяток, Велигура не спешил на пенсию. В одной статье, вышедшей в марте 1973 года, утверждалось, что он все еще трудится: «Активный коммунист, ударник <...>, член цехкома, воспитал целую плеяду замечательных рабочих».

Октябрь 1941 года. Боец ПВО с аэростатом на московской улице. Фото: ТАСС
Октябрь 1941 года. Боец ПВО с аэростатом на московской улице. Фото: ТАСС

РЫБАЛКА НА ЧЕРЕПИШКЕ

В конце 1960-х годов Дмитрий Велигура, вырастивший двоих детей и похоронивший жену, познакомился с Анной Мартыновой, которая была на 11 лет его моложе. И быстро нашел общий язык с ее десятилетней дочкой Таней.

— Подруга мамы сказала, что у нее есть дальний родственник — вдовец, — вспоминает Татьяна Мартынова. — Ему бы хорошую хозяйку в жены, он готов и с ребенком взять. У мамы был еще один претендент. Она спросила меня. Я призналась: «Мне дядя Дима больше нравится».

Жил Велигура тогда в коммуналке на Волхонке. Один журналист предложил устроить ему встречу с председателем исполкома Моссовета, порешать квартирный вопрос.

— Но Дмитрий Игнатьевич сказал: «Все, что надо для жизни, у меня есть», — рассказывает Татьяна Мартынова. — Так что только в 1971 году в порядке очереди мы получили вот эту двухкомнатную квартиру на Липецкой улице.

Обживать новый район и новый дом Дмитрию Велигуре понравилось. Он притаскивал откуда-то доски, увлеченно наращивал подоконник в квартире. Выйдя на пенсию, Дмитрий Игнатьевич полюбил играть в парке в домино и ловить рыбу в Черепишке. О том, что довелось пережить их соседу, никто из жителей Липецкой улицы и не знал.

— Дмитрий Игнатьевич никогда не выступал с рассказами о своем подвиге, не ходил на встречи со школьниками, — говорит Татьяна Мартынова. — Он не видел в той истории ничего особенного: был уверен, что на его месте так поступил бы любой боец.

Кстати

За 1941–1944 годы в Москве улетело 563 аэростата. Из них 193, то есть больше трети, пропали безвозвратно. Каждый случай улета аэростата рассматривался как чрезвычайное происшествие и тщательно расследовался.

«...Мы стали на такелаже из веревок подвешивать бирки с надписью: «Просим возвратить в Москву. Почтовый ящик №…», — вспоминал А. Остроумов, начальник штаба одной из дивизий аэростатов заграждения. — Иногда это помогало.

По телеграммам с мест нахождения выезжали наши приемщики, либо аэростатные оболочки высылались нам по железной дороге. Но, как правило, они возвращались со срезанным веревочным такелажем — в вой ну веревка в деревне ценилась буквально на вес золота <...>… Ну, мы не обижались, а благодарили за помощь».

 

Бессмертный полк пройдет онлайн

Бессмертный полк пройдет онлайн
Бессмертный полк пройдет онлайн

Акция «Бессмертный полк» из-за ограничений по коронавирусу пройдет онлайн. Традиционное народное шествие будет вестись в виде трансляции на более чем 200 медиаэкранах Москвы, в online-кинотеатре OKKO и на портале «Бессмертного полка России».

Фотографии уже начали принимать на сайте https://2020.polkrf.ru/.

С 28 апреля по 9 мая добровольцы из ВОД «Волонтеры Победы» ежедневно будут обрабатывать данные, чтобы исключить провокационные и порочащие память защитников Родины случаи.

Онлайн-трансляция начнется в каждом регионе России 9 Мая в 11:00 по местному времени. А минута молчания в память о погибших в этой страшной войне пройдет 9 Мая в 19:00.

Народный артист СССР и сопредседатель движения «Бессмертный полк» Василий Лановой призвал всех, кому дорога память о солдатах Великой Отечественной войны, в этот момент выйти на балкон или выглянуть в окно с портретом участника войны: «Друзья, вспомните обо всех, кто защитил мир, пожертвовав собой».

Вопросы об онлайн-акции можно задать на горячей линии по номеру 8 (800) 201-94-50.

Новости партнеров