Война помогла найти призвание
Житель Орехова-Борисова Южного Михаил Петрунин — офицер и ветеран Великой Отечественной войны. Армейской службе он посвятил 43 года своей жизни. Михаил Сидорович не планировал становиться военным. Однако события тех лет, изменившие облик огромной страны, повлияли и на его жизнь.
В 17 лет началась военная карьера Михаила Сидоровича. Ветеран вспоминает о своей службе с теплотой. Он уверен, что если бы пришлось начать все с начала, то другой жизни он для себя не выбрал бы.
Мишка Петрунин — водитель и солдат
Михаила призвали в армию в 1943 году, когда он окончил десятый класс. Юный Миша попал в 43 мотострелковый полк Первого Украинского фронта. В учебном центре он вместе с другими призывниками провел три месяца. Затем начинающих бойцов отправили на фронт. Им предстояло принять участие в тяжелых боях Великой Отечественной войны.
Когда летом 1944 года началась Львовско-Сандомирская операция по освобождению территории Западной Украины, Миша Петрунин был шофером — перевозил личный состав.
— Я управлял грузовиком «Форд-6», а точнее 2G8Т, — рассказывает Михаил Сидорович. — Моей основной задачей была перевозка солдат, однако приходилось не раз и самому идти в бой.
Песня раненых
Бывало, когда взрывы или выстрелы гремели совсем рядом, Петрунин зажмуривался и прислушивался к ощущениям — жив, не ранен. В каждом бою он, совсем еще молодой парень, одного за другим терял товарищей. Мишка видел, как корчились от боли на носилках раненые и как со слезами на глазах умирали его ровесники.
Перед каждым боем молился, чтобы вернуться невредимым. Но судьба не уберегла: в одном из сражений Петрунин получил осколочное ранение. Как его нашли и доставили в госпиталь, помнит смутно. Зато момент, когда он только открыл глаза, очнувшись на больничной койке, навсегда остался в памяти. Госпитальная тишина, пришедшая на смену оглушительным взрывам и стрельбе, воспринималась непривычно.
Вместе с ним в палате лежали десять красноармейцев. Не одну ночь Миша просыпался от стонов и криков раненых.
Госпитальную рутину нарушило неожиданное событие. Медсестра привела в палату необычного вида юношу. Молодой человек носил темные очки, а в руках у него была скрипка.
— Я сразу понял, что он слепой, — рассказывает Михаил Сидорович, — Сначала многие раненые не обратили на него внимания, но вдруг он заиграл.
Стоны в палате стихли. Стены госпиталя наполнила щемящая душу мелодия. Внезапно к скрипке добавился хриплый голос.
— Мой сосед, пораженный музыкой, начал петь. Вскоре довоенную композицию стали подхватывать один за другим. Солдаты, только что корчившиеся от боли, хором вторили скрипке. После этого один из раненых сказал: «Вот поправлюсь и сразу попрошусь в свою роту».
С ним оказались солидарны все бойцы. Многие из них в тот год вернулись на фронт.
«Катюша» устроит Сталинград
Ветеран вспоминает, что вера в победу и желание защитить Родину в то время объединили армию. Многие солдаты отказывались признавать другой исход войны: каждый хотел победить.
Перед сражениями советское командование организовывало артиллерийские подготовки и авиационные налеты по линии всего участка наступления.
— Когда мы наступали, войска противника были настолько деморализованы, что просто убегали из окопов. Мы часто пугали немцев «Катюшами». Кричали в рупор, что устроим им Сталинград. После этих слов они либо выходили с поднятыми руками, либо убегали в свой тыл.
Решения командования никогда не оспаривались. После Курской битвы Советская армия набралась опыта. Большая часть операций и планов заканчивались успехом.
Война, которой нет конца
После завершения Львовско-Сандомирской операции полк Михаила Петрунина вместе с бойцами Народного комиссариата внутренних дел отправили на Западную Украину. Им предстояло зачистить освобожденные территории от бандитских формирований. В основном бороться приходилось со сторонниками радикальных националистических движений. Красноармейцы несли большие потери.
— Бандеровские формирования жестоко расправлялись со всеми, кто сочувствовал или разделял взгляды советской власти. В моменты наступления нашей армии они регулярно устраивали в тылу диверсии.
Пока советские войска освобождали Европу, бандиты продолжали устраивать террористические акты для устрашения населения.
— Эти фанатики стояли до конца, они понимали, что их ждет, если они попадут в плен, — отмечает Михаил Сидорович.
Бойцы Львовского военного округа принимали участие в зачистке Западной Украины от бандформирований и после окончания войны.
Строили будущее из обломков прошлого
Для Михаила Петрунина война закончилась в сентябре 1945 года. Половина Советского Союза была разрушена, а люди истощены постоянной работой на фронт.
Командиры приняли решение определить молодого солдата в бронетанковое училище в Харькове. Когда он приехал в город, его было не узнать. Люди разгребали руины и пытались восстановить потерянное в войне жилье.
— Своими силами мы с товарищами восстановили училище. Учились до обеда, затем шли на стройку. Здесь и работали до вечера.
Уцелевшие от старых домов кирпичи послужили материалом для возведения новых зданий. Сначала восстановили жилые корпуса, потом учебные.
— После ужина мы шли патрулировать улицы, ведь в городе было много мародеров и бандитов. Таким образом, приходилось вручную строить свое будущее.
Учебное заведение Петрунин окончил с отличием. Затем ему предложили попробовать себя в роли преподавателя и отправили в Ташкент. Здесь, в Суворовском военном училище, Михаил Сидорович проработал пять лет.
После этого ветерана вызвали в Тулу, командовать одним из местных армейских полков. Он прослужил здесь десять лет, после чего переехал в Москву. В столице Петрунин получил должность старшего инспектора в Главном управлении внутренних войск Советского Союза. Еще десять лет службы, и Михаил Сидорович принял решение уволиться по собственному желанию.
Вся жизнь ветерана была связана с армией. Даже после ухода в отставку он не забывает о своих сослуживцах и о тяжелых днях Великой Отечественной войны. Несмотря на свой почтенный возраст, Михаил Сидорович соблюдает армейскую выдержку. Военный мундир всегда с иголочки, а в квартире идеальная чистота.
Ветеран был удостоен медали «За боевые заслуги», орденов Красной Звезды и Отечественной войны II степени. Но главной наградой в жизни он считает своих детей, внуков и парвнуков.