По прозвищу Самурай

В год 75-летия Великой Победы мы продолжаем рассказывать о героях Великой Отечественной войны, чьими именами названы улицы Южного округа. Очередной адрес — улица Лестева в Даниловском районе.
Военачальник Дмитрий Лестев (1904–1941) в 1939 году получил от противников-японцев прозвище Русский Самурай. Во время Великой Отечественной войны дивизионный комиссар Лестев возглавлял политуправление Западного фронта и трагически погиб в дни Битвы за Москву.
На улице, которая носит его имя, Дмитрий Лестев никогда не жил. И даже, наверное, не бывал. Из своих 37 лет он провел в столице всего восемь. Родился 18 ноября 1904 года в деревне, которая ныне относится к Курской области. В конце 1925 года был призван в армию (проходил службу в Москве в Хамовнических казармах), где принял решение стать кадровым военным. Он оставался в столице до 1933 года. Потом были Рязань, Ленинград, Чита. А затем — череда боевых действий, которые вошли во все учебники истории ХХ века.
ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД
Летом 1939 года Лестев участвовал в боях у реки Халхин-Гол в Монголии: Советский Союз помогал этой стране отстаивать территорию от претензий подконтрольной японцам Маньчжурии. В конце августа 1939 года его вызвали в Москву для получения ордена Красного Знамени.
— За отчаянную храбрость противники уважительно называли дядю Русским Самураем, — рассказывает племянница героя, писатель Татьяна Лестева. — А сам он говорил, что всегда нужны люди, которые должны выполнять порученное дело любой ценой, но при этом подходить к нему творчески.
Долго отдыхать Дмитрию Александровичу не пришлось. Уже в сентябре 1939 года он отправился в поход через западную границу страны: Советский Союз присоединял к своей территории часть районов Польши. С ноября 1939-го по апрель 1940 года Лестев, член Военного совета 8-й армии, принимал участие в финской войне, за что 19 мая получил орден Ленина.

ОСТАЛСЯ В САМОМ ПЕКЛЕ
Перед самой Великой Отечественной Дмитрия Лестева назначили начальником политуправления Западного военного округа. 22 июня 1941 года застало его с семьей в Минске.
— Все, что дядя успел, это послать шофера с грузовой машиной, чтобы он вывез его жену и детей из горящего и обстреливаемого города, — говорит Татьяна Лестева. — К счастью, тетя с тремя дочками (младшей не было и двух лет) благополучно добрались до Кирова, куда уже были эвакуированы их родственники. А дядя остался в самом пекле.
В сентябре 1941 года Дмитрий Александрович стал начальником политуправления Западного фронта. Его войска ценой упорных боев сумели за осень измотать и обескровить ударные силы группы армий «Центр», наступавших на Москву, тем самым похоронив гитлеровский план «молниеносной войны». И личная заслуга Лестева в этом была очень высока. Дивизионный комиссар постоянно оказывался там, где решались самые сложные задачи: его постоянно видели в окопах, на переправах, в землянках. В дни кровопролитных боев под Смоленском Лестев все время находился на передовых позициях.
РОКОВОЙ ОСКОЛОК
18 ноября 1941 года Дмитрий Лестев находился под Москвой, в селе Спас-Заулок Клинского района: там стояла одна из дивизий 5-й армии. Совещание в штабе было прервано налетом немецких самолетов.
— Все поспешили в укрытие, а Дмитрий Александрович отмахнулся и, усевшись у окна, стал наблюдать, как наши зенитки ведут огонь по истребителям противника, — описывает Татьяна Лестева. — Рядом с домом разорвалась бомба — и маленький осколок ударил дядю в висок.
Дмитрия Александровича отвезли в Москву, в госпиталь, но спасти его не удалось. На следующий день тело Лестева с эскортом пехоты и кавалерии торжественно проводили в крематорий.
Его прах по сей день покоится в колумбарии Донского кладбища. На невысоком надгробии выбита эпитафия, сочиненная маршалом Андреем Еременко:
В жестоких и грозных боях под Москвой
Ты шел впереди, комиссар боевой.
Ты жизнь свою отдал отчизне труда,
И слава твоя не умрет никогда.
По-настоящему бессмертной слава Лестева стала 30 апреля 1968 года. Тогда было принято решение объединить два переулка — Хавский и Хавско-Шаболовский — и назвать их именем героического комиссара.
— Оттуда рукой подать до Донского кладбища, — замечает Татьяна Лестева. — А жена Лестева с младшей дочерью после войны жили на Донской улице, кажется, в доме № 7. Думаю, близость этих двух мест и стала причиной, по которой имя Лестева увековечили именно в этом районе.
КСТАТИ
Небольшие воспоминания о Лестеве оставили известные писатели, побывавшие в 1941 году на Западном фронте в качестве военных корреспондентов: Константин Симонов, Александр Фадеев. С Михаилом Шолоховым комиссар успел даже подружиться. 21 сентября 1941 года Лестев написал брату: «Недавно получил от Михаила Александровича Шолохова <…> письмо. Когда-нибудь в дни отдыха от войны выпьем с ним за «Тихий Дон» чарку водки. <…> Коротко или долго, бандит Гитлер сдохнет как собака».
ФАКТ
В 1945 году Дмитрий Лестев был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени.