Любовь Духанина: «Школа была, есть и будет очным учреждением»

Депутат Государственной Думы РФ Любовь Духанина
Депутат Государственной Думы РФ Любовь Духанина

О том, как идет сдача Единого Государственного экзамена после сложного периода карантина, и какие перспективы ждут российскую школу, рассказала парламентарий.

2020 год запомнится многими событиями, в том числе и проведением ЕГЭ в новых условиях. Безопасность в классах, где проводят аттестацию выпускников -  беспрецедентная. У учителей и учеников – маски на лицах и перчатки на руках… В аудитории – не более пяти экзаменующихся. Как повлияют особые условия на результат госэкзамена, станет известно после объявления средних баллов, будут ли они выше или ниже прошлогодних,  покажет время. Сегодня же можно говорить о том, с каким настроением пришли выпускники на свой самый главный школьный экзамен, как он организован, как осуществляется прием документов абитуриентов в ВУЗы. Об этом и многом другом рассказала  депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. Свое мнение парламентарий  озвучила в эфире сетевого вещания «Вечерней Москвы», посвященному проблемам ЕГЭ 2020 года.

- Любовь Николаевна,  родители могут не беспокоиться за эпидобстановку в классах, где проходят экзамены у одиннадцатиклассников? Можно быть уверенным, что приняты все меры безопасности?

- Как сообщил министр просвещения Сергей Кравцов, система образования готова к проведению ЕГЭ. Еще 29 и 30 июня прошли пробные экзамены, на них отрабатывалась и технология их проведения, и меры эпидемиологической защиты. Накануне экзаменов осуществлена полная дезинфекция всех пунктов проведения экзамена, а их по России - более 6000. Наша система образования, возможно, достаточно консервативна, но при этом – ответственная на сто процентов. Если школы получили приказ провести дезинфекцию и обеспечить меры безопасности, поверьте, это будет сделано по всем правилам и рекомендациям. В этом году экзамены проходят в соответствии с порядком, утвержденным Министерством просвещения и Рособрнадзором. Если на ЕГЭ и есть сложности, то они другие - психологического характера.

- В социальных сетях предлагают отменить результаты ЕГЭ, если средние баллы будут ниже ожидаемого уровня. Как вы к этому относитесь?

- В этом году из-за пандемии коронавируса школам пришлось перейти на онлайн-обучение, и было принято решение, что единый госэкзамен будут сдавать только те, кто идёт в вуз. И я уверена, что выпускники, которые планировали поступление в ВУЗ, готовились к аттестации добросовестно. Более того, у них, по сравнению с теми, кто сдавал экзамены в прошлом году и ранее, был дополнительный месяц на подготовку, так как экзамены начались не в июне, как обычно, а только 3 июля. Одиннадцатиклассники уже проверили свои знания по информатике, географии и литературе. Основная волна ЕГЭ завершится 23 июля. Резервные дни — 24 и 25 июля. С 3 по 7 августа начнется вторая волна ЕГЭ для тех, кто не смог сдать экзамены со всеми, и для выпускников прошлых лет. Русский и математику можно будет пересдать 7 и 10 сентября. То есть, возможность пересдать экзамен уже заложена. Но мне кажется, что нет оснований предрекать плохой результат. И ученики, и их родители, и учителя – все традиционно с большой ответственностью относятся к подготовке к ЕГЭ. И длится она не месяц-два, а как правило – год и более.

- Сейчас уже есть какая-то ясность, как сами выпускники оценивают свой уровень подготовки, с учетом того что почти вся последняя четверть прошла онлайн.

- В рамках проекта ОНФ «Равные возможности — детям» Фондом «Национальные ресурсы образования» были опрошены 2401 родитель учащихся 1-11 классов и 2695 школьников от 13 до 18 лет.

Большинство опрошенных учеников сообщили, что переход на дистанционное обучение, связанный с пандемией коронавируса, ожидаемо вызвал внутреннее напряжение. Заставить себя выполнять задания оказалось очень сложно для каждого третьего ребенка. Но каждый пятый на «удаленке», в новом режиме обучения, увидел для себя новые возможности. Им стало интересно попробовать учиться по-другому.

Ребята говорят, что трудности дистанционного обучения связаны, прежде всего, с перегрузкой онлайн платформ, повышенной утомляемостью от нового режима, общей неразберихой, которая была в самом начале процесса. При этом и эксперты, и некоторые родители считают, когда пройдет первый шок, интерес к возможностям дистанционного обучения у ряда семей возрастет. Ребята стали более уверено пользоваться образовательными платформами и теми возможностями, которые учителя предоставляли онлайн.

- Но самый объективный критерий, это все же баллы за ЕГЭ?

- Конечно. Объективную оценку ситуации нам покажут аттестационные оценки.  Но мы все понимаем, что в этот результат будет «заложена» и особая напряженность, которая связана с эпидемиологической ситуацией. Не думаю, что дети будут волноваться из-за того, что в классе установлена система видеонаблюдения – это как раз не нововведение. Но сам факт присутствия взрослых людей в масках и перчатках, небольшое количество учеников в классе – это уже достаточно стрессовая ситуация. Кстати, сами ученики могут находиться как в маске и перчатках, так и без них – как им комфортнее. Мы сделали все, чтобы снизить градус напряженности. Но, конечно же, пройти этот путь, не проявляя никаких эмоций, навряд ли получится. Поэтому одиннадцатиклассников призываю собраться, сконцентрироваться в нужный момент и показать все, что они знают, чему их научили в школе и на дополнительных занятиях.

- Процедура подачи заявления на зачисление в ВУЗ осталась прежней?

- Способы поступления в ВУЗ не изменились. Как и раньше, большая часть школьников в 2020 году поступит в институты по результатам ЕГЭ.  Базовые правила подачи документов остались неищменными. Так, по-прежнему можно подать документы только в 5 вузов, в каждом из которых абитуриент выбирает не больше 3 направлений.

Поступить в вузы можно на бюджетное или платное отделение, а также по целевому направлению. Есть четыре способа подачи документов -  лично, по почте, онлайн через сайт «Поступлении онлайн», или через сайт выбранного ВУЗА, там, как правило, есть подробная инструкция, какие документы необходимо прикрепить. Правда, и здесь техническая сторона не всегда совершенна. К нам обращаются ребята, у которых не прикрепляются необходимые документы в системе сайта. Тогда мы им помогаем, обращаемся в ВУЗы, и ВУЗы идут навстречу – решают эту проблему в индивидуальном порядке. То есть, над техническим совершенством системы в этом моменте еще необходимо работать. Кстати, при подаче документов в вуз 2020 году стоит обратить внимание и на льготы, право на которые могут быть у абитуриента.  Иногда именно они помогают поступить на программу мечты.

- То есть, практически никаких отличий от предыдущих лет нет?

- Есть одно глобальное преимущество у нынешних абитуриентов – они могут подать заявления в вузы еще до сдачи ЕГЭ. И многие этим правом уже воспользовались. Уже с 20 июня все желающие имели возможность отправить необходимый пакет документов в выбранные университеты без результатов единого государственного экзамена. Как только результаты будут известны, а затем и внесены в единую базу, приемная комиссия распределит студентов в рейтинге и опубликует итоговые списки поступивших. Напомню, что последний день приема документов - 18 августа.

- В обществе время от времени появляется мнение, что ЕГЭ хорошо бы вообще отменить – найти альтернативную форму оценки знаний детей. Как вы к этому относитесь?

- В обществе есть интерес и потребность на справедливый прием в учебные заведения. Наверняка многие не самым добрым словом вспоминают времена, когда в ВУЗ можно было поступить «по знакомству». ЕГЭ появился в том числе и потому, что условия поступления в разные российские вузы были разными. У нас математика в МГУ и математика в финансовую академию были «разными» математиками. Контрольные  в разных школах были разные, и в этой ситуации оценка знаний детей была несопоставимой. Поэтому возникла потребность для реализации справедливого приема в учебные заведения. Нужно было создать процедуру, где и сам процесс одинаков для всех, и контрольные материалы примерно одинаковы по уровню сложности. Этим требованиям соответствовал ЕГЭ. Если нам удастся решить эту задачу каким-то другим способом, значит, появится возможность заменить ЕГЭ на какую-то другую систему оценки. Но пока такой возможности нет.

- Любовь Николаевна, в родительских чатах идет бурное обсуждение ситуации, которая напрямую связана с эпидемиологический обстановкой. Многие убеждены, что 1 сентября начнется не обычный учебный год, а дистанционный… А там и вовсе все образование уйдет в онлайн. Что вы думаете на этот счет?

- Понятны волнения родителей, которым не легко далось вынужденное онлайн обучение детей. Мое же мнение  - школа была, есть и будет очным учреждением с очным присутствием ребенка. Дети сами говорят, что им легче воспринимать информацию, когда они видят учителя. Многие направления обучения дают  перспективность именно при личном взаимодействии учителя и ученика. Возьмем простой пример - написание букв в первом классе. Чтобы ребенок смог освоить этот навык, учитель должен быть рядом. А как онлайн формировать умение детей работать в коллективе, как растить лидеров, если все поодиночке будут сидеть дома? В этих условиях невозможно будет реализовать федеральный образовательный стандарт. Поэтому мы все с нетерпением ждем 1 сентября, чтобы наконец-то встретиться на пороге школы.

Новости партнеров