Добираться домой и на работу будем быстрее

По оценкам экспертов, строительство хорд разгрузит улицы города. Тоннель винчестерного типа Северо-Западной хорды, находящийся на пересечении улиц Народного Ополчения и Берзарина, помог снизить плотность потока на этом участке транспортной сети. Фото: Михаил Воскресенский/РИА Новости
По оценкам экспертов, строительство хорд разгрузит улицы города. Тоннель винчестерного типа Северо-Западной хорды, находящийся на пересечении улиц Народного Ополчения и Берзарина, помог снизить плотность потока на этом участке транспортной сети. Фото: Михаил Воскресенский/РИА Новости

Строительная площадка Юго-Восточной хорды рекультивирована и готова к началу работ. Наше издание подробно рассказывает, как строительство хорды повлияет на дорожную ситуацию в Южном округе и в целом в городе.

ТРАССА НЕОБХОДИМА

Восток и юго-восток Москвы традиционно страдают от отсутствия поперечных дорожных связей. А промышленные зоны и железнодорожные ветки дополнительно разрывают автомагистрали на части. Именно поэтому строительство хорды жизненно необходимо для нормального функционирования инфраструктуры районов.

Юго-Восточная хорда объединит 22 района, где проживают два с половиной миллиона человек. Ввод хорды позволит улучшить дорожную ситуацию в секторе между шоссе Энтузиастов и Варшавским шоссе.

Как добавил руководитель Департамента строительства города Рафик Загрутдинов, после ввода Юго-Восточной хорды замкнется хордовое кольцо, что позволит существенно разгрузить от автомашин Московскую кольцевую автодорогу, Третье транспортное кольцо и центр Москвы.

Юго-Восточная хорда — сложнейший проект: трасса протяженностью 28 километров с мостом через Москву-реку и десятками развязок. О необходимости ее строительства говорят эксперты. Автоэксперт, координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов отмечает, что Юго-Восточная хорда — это проект, который является составной частью глобального проекта по созданию четырех трасс, связанных друг с другом: это Юго-Восточная, Северо-Восточная и Северо-Западные хорды и Южная рокада.

— Без этой хорды весь проект по строительству всех трех хорд оказывается бессмысленным, — утверждает он. — Возникает кусок на юге Москвы, который будет собирать трафик на и так перегруженный участок Третьего кольца. В результате Третье кольцо в районе Волгоградки встанет. Строительство Юго-Восточной хорды является абсолютно необходимым.

Но самая важная функция, по его мнению, обеспечение жизнедеятельности города, обеспечение связанности разных районов и снижение издержек на транспортные транзакции.

СНИЗИТЬ МАЯТНИКОВУЮ МИГРАЦИЮ

Благодаря Юго-Восточной хорде можно будет убрать тысячи машин с Московской кольцевой автодороги и Третьего транспортного кольца, разгрузив вылетные магистрали. Вместо крюка 10–15 километров через МКАД автомобилисты смогут проехать в соседний район более коротким путем. Формирование Юго-Восточной хорды существенно повлияет на развитие планировочной транспортной структуры.

Новая магистраль пересечет «пробочные» дороги Москвы: Рязанский и Волгоградский проспекты, Каширское шоссе, Липецкую улицу, Варшавское шоссе и др.

Владимир Матягин, председатель НП «Грузавтотранс», также отмечает необходимость создания хорды.

— В Москву ведут все дороги. Чем больше будет развиваться транспортных узлов и объездных дорог мимо столицы, тем будет лучше, — утверждает он.

Солидарен с ним и руководитель архитектурного бюро, один из архитекторов МЦК Тимур Башкаев.

— Вполне очевидно, что хорда увеличит связанность территорий в Москве, чего не хватает городу. Этот проект был необходим, и хорошо, что он реализуется, — говорит он.

Юго-Восточная хорда будет иметь связь с Северо-Восточной хордой и Южной рокадой. Три хорды и одна рокада вместе образуют своего рода хордовое кольцо (будет закончено в 2023 году), но в то же время не просто крутят движение, а обеспечивают возможность транзита за пределы Москвы.

Юго-Восточная хорда обеспечит и комфортную маятниковую миграцию, так как ежедневно в часы пик огромное количество людей из пригорода едут в Москву на работу и в обратном направлении, в результате чего образуются пробки как на въезде в город, так и в районах на востоке и юго-востоке столицы.

Возведение хорды позволит сэкономить многим москвичам, которые тратят существенные средства на бензин из-за того, что простаивают в пробках или выбирают пути объезда.

Учитывая темпы увеличения количества транспорта на дорогах Москвы и количества жителей столицы в целом, без новых магистралей уже пробки могут стать не просто проблемой, которая есть во всех мировых мегаполисах, а настоящим коллапсом.

СОВЕТСКАЯ ИДЕЯ

Идею создания хорд в Москве предложили еще в первой половине XX века. В 1930-е годы о них говорил известный планировщик и урбанист Анатолий Якшин. Хотя в те времена автомобилей на улицах было немного, уже тогда думали о том, что их количество будет расти. Концепция хорд была заложена в Генплане 1971 года, однако к ней вернулись только в 2011 году.

Система хорд стала альтернативой Четвертому транс-портному кольцу. В результате строительства всех хорд получится то же кольцо, но более эффективное с точки зрения распределения транспортных потоков, так как каждый элемент будет выходить на МКАД.

По мнению экспертов, такой принцип организации движения на 20 процентов эффективнее, чем замкнутая кольцевая дорога. Кроме того, новые хорды не будут проходить через перегруженный центр города.

А это опять-таки вопрос экономии времени в пути. Экономия времени жителями мегаполисов считается высшим достижением урбанистики во всем мире.

Логика развития транспортной системы Москвы в последние десять лет стремится к решению именно этой задачи.

Строительство МЦК, создание МЦД, реализация проекта Большой кольцевой линии в десятки раз улучшает систему общественного транспорта столицы.

Началось строительство очередного этапа Юго-Восточной хорды — с площадки ее строительства уже вывезли мусор.
Началось строительство очередного этапа Юго-Восточной хорды — с площадки ее строительства уже вывезли мусор.

ДОРОЖНОЕ КОЛЬЦО

В Москве строят четыре большие диагональные трассы в обход центральных районов: Северо-Западную, Северо-Восточную и Юго-Восточную хорды и Южную рокаду. Основная цель — перераспределение транспортных потоков. Новые маршруты разгрузят улицы в центре города и вылетные магистрали. Водители смогут экономить время на поездках за счет снижения перепробега.

Хорды включают тоннели, мосты, надземные переходы, эстакады и путепроводы. Одна из хорд — Северо-Западная — построена. Это новая скоростная магистраль проходит через северные и западные районы Москвы от Дмитровского до Сколковского шоссе и далее — до Мичуринского проспекта. Общая длина составляет 83 километра. Она позволила снизить транспортную нагрузку на ряд центральных улиц, Третье транспортное кольцо, МКАД и прилегающие участки вылетных магистралей. Пробег автомобилей при поездках между соседними районами сократился на десять процентов. Строительство тоннелей и эстакад позволило значительно улучшить транспортную ситуацию в Западном, СевероЗападном, Северном и Северо-Восточном округах благодаря бессветофорному движению. Уникальны-ми дорожными объектами стали два тоннеля — Алабяно-Балтийский и винчестерный.

Другую — Северо-Восточную хорду — строители еще возводят. Она проходит от дороги Москва — Петербург с западной стороны Октябрьской железной дороги, вдоль МЦК до новой развязки на МКАД на пересечении с магистралью Вешняки — Люберцы. Трасса соединит крупные автомагистрали северо-восточной части города — Измайловское, Щелковское, Дмитровское, Алтуфьевское и Открытое шоссе, снизив нагрузку на центр, Третье транспортное и МКАД.

Еще одна часть хордового кольца в Москве — Южная рокада. Эта трасса пройдет от развязки Рублевского шоссе с МКАД до улицы Верхние Поля в Капотне. Она соединит крупные автомобильные магистрали города: МКАД, Кутузовский, Мичуринский и Ленинский проспекты, проспект Вернадского, Профсоюзную улицу, Варшавское и Каширское шоссе, Пролетарский проспект, Люблинскую улицу. Новая трасса станет дублером МКАД и Третьего транспортного кольца.

Собственно, четвертой частью такого мегапроекта, как хордовое кольцо, станет Юго-Восточная хорда. В ее составе запланирована многоуровневая развязка через пути Курского направления Московской железной дороги.

— Развязку построим в 2021 году. Она соединит Рязанский проспект и Третье транспортное кольцо с необходимой для их функционирования улично-дорожной сетью. Еще в начале года было завершено бетонирование опор путепровода, — сказал Рафик Загрутдинов.

Развязка появится на пересечении с улицей Новохохловской. Саму улицу Новохохловскую реконструируют на участке длиной 831 метр от проектируемого проезда № 1834 до станции МЦК Новохохловская.

МИРОВЫЕ ТРЕНДЫ

Сложные магистрали и многоуровневые развязки, связывающие окраины и центр города, есть во всех крупных мегаполисах мира, например, в Токио…
Сложные магистрали и многоуровневые развязки, связывающие окраины и центр города, есть во всех крупных мегаполисах мира, например, в Токио…

Развитие дорожной инфраструктуры во всех крупных мегаполисах мира идет по пути создания связей между периферийными районами и снижения нагрузки на центр. Крупнейшие города — Токио, Сингапур, Париж — окружены внешними кольцами дорог.

По данным международных исследователей из PricewaterhouseCoopers, Москва заняла третье место по объемам ввода улично-дорожной сети среди мегаполисов Европы, Северной и Латинской Америки, а также Азии: Нью-Йорка, Лондона, Берлина, Сингапура, Гонконга, Пекина, Шанхая, Сеула, Токио, Сан-Паулу и Мехико.

Одним из лидеров по решению проблем с пробками на дорогах является Токио.

…и Лос-Анджелесе
…и Лос-Анджелесе.

Еще полвека назад, накануне токийской Олимпиады-64, дороги в японской столице начали строить в несколько этажей. Там, как и в Москве, действует радиально-кольцевая система магистралей. Всего в городе 12 колец, часть из которых платные. Однако акцент в Токио все-таки сделан на радиальные направления, которые сетью расходятся от центра города. Дорог в Токио в разы больше, чем в Москве. Это при том, что по площади, численности и плотности населения два мегаполиса примерно сопоставимы.

Население Токио составляет около 14 миллионов человек. Автопарк японской столицы еще в 2013 году насчитывал более 5,5 миллиона автомобилей. В Москве в 2019 году было зарегистрировано более восьми миллионов автомобилей. Кроме того, московский трафик разбавляется еще несколькими миллионами автомобилей из Подмосковья.

Как отмечали в компании TomTom, анализ загруженности московских дорог показывает тенденцию на снижение числа заторов.

Российская столица перестала быть в числе лидеров по пробкам, и это в том числе и заслуга строителей, которые возводят новые магистрали.

Хордовое кольцо Москвы.
Хордовое кольцо Москвы.

ЭТАПЫ СТРОИТЕЛЬСТВА

■ Юго-Восточная хорда разделена на 10 участков.

■Строительство идет на 8 участках, в первую очередь будут сделаны многоуровневые транспортные развязки: через пути Курского направления МЖД, через Казанское и Горьковское направления от шоссе Энтузиастов до Рязанского проспекта, от ул. Грайвороновская до ул. Полбина и от нее — до Курьяновского бульвара, на Каширском шоссе на участке от ул. Каспийская до ул. Шоссейная.

■2 участка сейчас проектируются: вдоль ул. Каспийская от ул. Кантемировская до Павелецкого направления МЖД и от МКАД до автодороги Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе.

Новости партнеров