Портрет примадонны

Портрет, хранящийся в семье Ирины Кошеленко. Фото: из личного архива
Портрет, хранящийся в семье Ирины Кошеленко. Фото: из личного архива

Необычным подарком запомнился уходящий год москвичке Ирине Кошеленко. Семейная реликвия, которая украшала квартиру на улице Маршала Захарова (Орехово-Борисово Северное), оказалась неизвестным портретом легендарной итальянской певицы.

В наследство от отца Ирине достался портрет смуглой брюнетки лет 25. Семейная легенда гласила, что это изображение Ирининой прапрабабушки. Дескать, прапрадед, участвовавший в персидской войне, в одном из городов подобрал сиротку лет 10–12, привез ее в Россию и вы растил.

— Это ее портрет уже во взрослом возрасте, — пересказывает домашнее предание Ирина Кошеленко. — Судя по всему, впоследствии прапрадед на ней женился, поскольку отец говорил, что в нас течет персидская кровь.

ВОЙНА И ВОЛОСЫ

Недавно популярный искусствовед и журналист Софья Багдасарова в своем блоге shakko.ru предложила читателям присылать ей фотографии таких вот домашних реликвий. По заинтересовавшим ее картинам Софья бесплатно проводит целые расследования, оценивает культурную значимость произведений и возможную стоимость. Ирина этим предложением воспользовалась: продавать картину она не планировала, просто хотела узнать о ней хоть что-то.

Софья Багдасарова мгновенно определила, что портрет создан в 1870-е годы: на это указывают прическа (волосы по обеим сторонам головы высоко зачесаны и уложены на затылке, на плечи спускаются длинные локоны) и одежда (пышный кружевной воротник-жабо в узком глубоком вырезе платья). Значит, женщина модель родилась не ранее середины XIX века. А Русско-персидская война закончилась в 1828 году! Нестыковка…

Софья Багдасарова готова была допустить, что семейная легенда ошиблась совсем чуть-чуть: например, что на портрете не пленная персиянка, а ее дочь. Или что прапрадед Ирины участвовал в одной из кавказских войн (длившихся до 1864 года) и его трофейная жена была на самом деле черкешенкой. Но все же кое-что ей мешало самой в это поверить.

КРУЖЕВО-ЗАЦЕПКА

Лицо женщины с портрета казалось Багдасаровой смутно знакомым. А воротник выдавал, что картина написана не с натуры, а с фотографии: кружевные складки местами лежали слишком плоско, художник явно не видел их вживую. Софья скопировала фрагмент картины, перевела его в черно-белый вариант и загрузила в поисковик. А тот сразу подсказал, кого ей напоминала «персиянка»: итальянскую оперную приму Аделину Патти (1843–1919). Она считалась одной из лучших в мире исполнительниц партий для сопрано, много гастролировала, в том числе в России.

Софья Багдасарова собрала все изображения Патти, которые имелись в интернете. Каждый найденный портрет, снимок или гравюра подтверждали ее догадку, но оригинала, с которого могла быть написана картина, не попалось. Багдасарова обратилась к другим экспертам. Историк музыки Александр Котовщиков, научный сотрудник Библиотеки искусств имени А. Н. Боголюбова, нашел еще два малоизвестных снимка Патти, сделанных в 1870–1871 годах в Петербурге. Судя по всему, художник использовал в работе обе фотографии.

— С одной взят поворот головы, а с другой — серьги и жабо, — комментирует в своем блоге Софья Багдасарова. — При этом, мне кажется, художник все-таки должен был видеть Патти вживую и вблизи, потому что на этих фотографиях-сепиях не так очевидна яркая «черная» масть итальянской певицы. Мы можем разглядеть эту масть на других портретах Патти маслом.

РУССКИЙ ЭКСКЛЮЗИВ

Портрет, хранящийся в семье Ирины Кошеленко,  мог быть написан с фотографий итальянской примы Аделины Патти. Поза явно скопирована с этого снимка, сделанного в 1870–1871 годах во время гастролей примы в Санкт-Петербурге. Фото: фотография Бергамаско. 1870-е гг.
Портрет, хранящийся в семье Ирины Кошеленко, мог быть написан с фотографий итальянской примы Аделины Патти. Поза явно скопирована с этого снимка, сделанного в 1870–1871 годах во время гастролей примы в Санкт-Петербурге. Фото: фотография Бергамаско. 1870-е гг.

Александр Котовщиков тоже посчитал, что женщина с портрета «очень похожа» на Аделину Патти и что если гипотеза верна, то «для музыкальной общественности это будет большой сюрприз и открытие». Галина Копытова, заведующая кабинетом рукописей Российского института истории искусств, сообщила, что в их фондах хранится фотография, которую Патти в начале 1872 года подарила одному русскому театральному критику. И на этом снимке — такие же серьги, как на петербургских фотографиях примадонны и на героине загадочного портрета. Копытовой тоже кажется, что картина с улицы Маршала Захарова изображает именно Патти.

Установить имя живописца эксперты не смогли даже совместными усилиями.

— Какой-то характерной авторской манеры, типа почерка Крамского или Репина, здесь нет, — утверждает Софья Багдасарова. — Это обычная гладкая манера крепкого художника второго ряда, привыкшего писать прелестные «девичьи головки» (это отдельный жанр).

Однако до сих пор считалось, что никакие русские художники — ни первого, ни второго ряда — Патти не рисовали (все ее живописные портреты выполнены зарубежными мастерами). Поэтому по окончании расследования, длившегося около месяца, Софья смело заявила (через свой блог) хозяевам кар тины:

— Вы потеряли портрет прапрабабушки, но зато приобрели единственный в России портрет легендарной примадонны!

ФАМИЛЬНОЕ СОКРОВИЩЕ

Софья Багдасарова посоветовала владельцам портрета продолжить расследование самостоятельно. И попробовать выяснить, как эта картина попала в семью. Не исключено, что между нею и преданием о прапрабабке восточных кровей есть какая-то связь: вдруг портрет купили именно из-за того, что итальянка была на нее очень похожа? Ирина Кошеленко еще не занялась этими поисками.

— У меня нет и доли сомнений в том, что это портрет именно Патти! — сообщила нам Ирина. — Ни продавать картину, ни дарить ее какому-нибудь музею мы не планируем: мне нравится, что наш «фамильный» портрет с нами. Когда я была маленькой, я бесстрашно лазила на крыши, в заброшенные дома — мне все время казалось, что за каким-нибудь шкафом или на каком-нибудь на чердаке обязательно должна быть потайная комната и сокровища. Детство давно позади… а вот сокровище неожиданно обнаружилось.

КСТАТИ

Аделина Патти упоминается у многих русских классиков: Островского, Тургенева, Салтыкова Щедрина. В повести Чехова «Скучная история» (1889) крайняя ограниченность одного из героев и его фанатичная сосредоточенность на работе описываются так: «Кажется, запой у него под самым ухом Патти, <…>случись землетрясение, он не пошевельнется». Писатель Федор Сологуб (1863–1927) побывал на концерте итальянской примы в 10 лет и остался очарован ею на всю жизнь. Андрей Белый, общавшийся с 63-летним Сологубом в 1926 году, написал в мемуарах: «Он так красиво говорил, вспоминая свои впечатления от певицы Патти, что, Патти не слыша, я как бы заочно услыхал ее»

Новости партнеров