Ученый-биолог Михаил Стишов: Север шлифует людские души

27 февраля 2021 года. Ученый Михаил Стишов на фотовыставке о белых медведях в ЗИЛе. Фото: Пелагия Замятина
27 февраля 2021 года. Ученый Михаил Стишов на фотовыставке о белых медведях в ЗИЛе. Фото: Пелагия Замятина

С московским ученым Михаилом Стишовым, двадцать лет проработавшим в заповеднике на острове Врангеля, мы встретились на необычном празднике, устроенном в культурном центре ЗИЛ Росзаповедцентром России и Международным фондом дикой природы в честь Дня белого медведя, который отметили в столице в конце февраля.

Что может заставить столичного жителя покинуть теплый дом и мирную работу в школе и уехать в буквальном смысле на край земли? Наш собеседник иронично улыбается.

Романтик я... Родился в семье московских биохимиков и геологов. Мой отец, будучи еще аспирантом, получил в лаборатории модификацию кремнезема, которого до сих пор не находили в природе. В честь талантливого ученого новый минерал назвали стишовитом.

Юноша всерьез увлекся зоологией, с шестого класса занимался в кружке юных биологов Московского зоопарка, выезжал с родителями в экспедиции — в Крым, в Карпаты.

А окончив десятый класс, оказался в Педагогическом институте имени Ленина, где получил специальность учителя географии и биологии. После диплома Михаил твердо решил: «Поеду на Север!».

Я там уже бывал к тому времени, — рассказывает он, — даже опоздал из летней экспедиции на новую работу. А как было не опоздать: остров Врангеля, непогода. На материк «бортов» нет. Мне так и написал начальник в сопроводительных документах. Приезжаю в родной вуз, и там меня одна дама-преподаватель спрашивает: «Каких таких бортов?» Ну я ей объяснил, что это самолеты. А она, представляете, сердится: «Все бы вам, москвичам, самолетами летать! Езжайте в следующий раз поездом, как простые советские люди!»

Поезда на остров Врангеля не ходят и по сей день. Но чем так привлекательна эта неприветливая земля?

Удивительной строгой красотой, — отвечает ученый. — Разнообразием жизни. Настоящей, серьезной и интеллектуальной мужской работой. Искренними и честными человеческими взаимоотношениями. Там люди… добрее, что ли. Словно северные ветра им душу отшлифовывают.

На северах сейчас поселки растут, рассказывает Михаил. Метеостанции, нефтяные прииски, города.

Климат сейчас на Земле меняется, — поясняет он. — Раньше воды у острова Врангеля были свободны ото льда всего несколько недель в году. А сейчас полгода кряду ни льдинки не увидишь. Белые медведи на льду охотятся... Нет льда — на берег идут. А там — люди. В населенных пунктах — мусорки, на мусорках — даровая еда для косолапых. Это влечет рост числа случаев столкновения человека с опасным хищником, повышает вероятность бессмысленных жертв. Полярный медведь — это вам не милый и ласковый мультфильмовский Умка, это нормальный, настоящий дикий хищник, и ты, двуногое, бескрылое, не вооруженное зловещими когтями и зубами существо вполне годишься ему «на перекусить»!

Медведь у нас занесен в Красную книгу. Редким зверем считается. Но иногда можно наблюдать просто невероятное скопление косолапых в пределах ограниченного участка местности. Михаил помнит такой случай: выбросило море на холодный берег огромного мертвого кита. Для медведя это — десятки тонн драгоценной снеди, вкусного мяса (мишка и слегка подпорченной китятиной не побрезгует), калорийного, надолго дающего сытость сала — ворвани… Ну и стали они целыми семьями сходиться к китовой тушке на «званый обед», приготовленный самой природой, пока не собралось их почти три сотни.

Я шел на катере мимо этого участка островного побережья, — рассказывает биолог. — Смотрю: склон пологой прибрежной горы буквально усыпан желтовато-белыми четвероногими фигурками. Как будто большое овечье стадо пасется. Что такое? Откуда столько «скотины»? Подошел катер к берегу поближе… Не барашки это — медведи! А вы только представьте себе, если бы все они или хотя бы десяток по пути забрели на чукотское стойбище или к геологам в поселок, или на буровую к нефтяникам? Остров Врангеля — настоящий «родильный дом» для белых медведей. Когда полярной ночью приходит время медвежатам появляться на свет, на острове собираются тысячи медведиц на сносях. И выживут ли детеныши, зависит от того, спокойно ли жили в последние месяцы их мохнатые матери.

Вот для того чтобы не гибли попусту ни мишки, ни люди, в 2006 году Михаил и создал группу волонтеров, в задачи которых вошло урегулирование конфликтов между человеческим и медвежьим населением. Они предупреждают мирных жителей о приближении белых медведей и выдворяют хищников вон из населенных пунктов — без лишнего кровопролития.

Сейчас в Арктике действует 8 бригад «Медвежьего патруля»: по 2 на Чукотке и в Якутии и 4 на территории Ненецкого автономного округа. Основные задачи патруля — мониторинг популяции, передача этих сведений ученым и защита медведей от охотников.

ДОСЬ
Михаил Стишов — москвич, кандидат биологических наук, исследователь Севера. Выпускник Московского государственного педагогического института имени Ленина. Главный координатор проектов по сохранению биоразнообразия Арктики. Сотрудник Международного фонда дикой природы, создатель проекта «Медвежий патруль».

Новости партнеров