Романтика спальных районов

Окраины Москвы — пиршество для глаз. Так считает Алиса Липеровская, жительница района Орехово-Борисово Южное. Алиса делает в соцсетях фотопроект, посвященный достопримечательностям спальных районов, и мечтает воплотить его в виде книги.
Алиса переехала в Южный округ почти 15 лет назад и все это время ценила окрестности дома в основном за обилие зелени.
— Наш район ведь окружен парками со всех сторон, — загибает пальцы Алиса. — Недалеко от моего дома Бирюлевский лесопарк, из которого сразу же попадаешь в «Царицыно», там рукой подать до Борисовских прудов, затем можно выйти к Москве-реке или вдоль русла Городни добраться до Братеевской поймы, оттуда — в долину реки Шмелевки и вернуться снова к дому.
Прошлой весной у Алисы появилось много свободного времени, и она часами гуляла, забредая в соседние районы. Обнаружила, что вокруг масса не только природных, но и рукотворных достопримечательностей. И знают о них до обидного мало.
— Есть общее место в разговорах о Москве — мол, только ее исторический центр прекрасен, — улыбается Алиса. — А ведь места, где мы живем, не лишены истории. Да, моему дому всего сорок лет, и стоит он на месте поля. Но мне нравится думать о тех, кто когда-то работал на этой земле, о жителях уже не существующих деревень Зябликово и Орехово, о строителях и архитекторах, которые возводили наши дома, о моих прабабушке и прадедушке, которые получили квартиру после скитаний по коммуналкам. Вот она, история — в каждом окошке из многих тысяч окон.
«ЗАЧЕМ ВЫ ЭТО СНИМАЕТЕ?»
Перед каждой фотопрогулкой Алиса Липеровская тщательно готовится. Смотрит карту, изучает старые фотографии, составляет маршрут. И потом… постоянно от него отклоняется.
— Так и нахожу что-нибудь, может, и незначительное, но интересное, — объясняет Алиса. — Например, какую-нибудь необычную голубятню с «приусадебным» участком. Однажды, заглянув во двор, обнаружила роскошный сад под окнами многоэтажки, а потом поняла, что здесь проходила прежняя трасса Каширского шоссе и на месте садика стоял крайний дом деревни Орехово. Наверное, и в те времена здесь был сад. А та зелень, которую мы видим сейчас, появилась благодаря местной жительнице.
- На юге столицы много уходящей натуры: ковры на улице…
Вообще с местными жителями и прохожими Алиса старается лишний раз не заговаривать и поменьше привлекать их внимание. Никогда не просит позировать — наоборот, предпочитает, чтобы люди в кадр не попадали.
— Но если уж кто и спрашивает, что это я тут фотографирую, то обычно с интересом и благожелательностью, — рассказывает Алиса. — Охранник какой-нибудь разве что нахмурится. Однажды на улице Генерала Белова какой-то мужчина удивился, что девушка крутится с фотоаппаратом вокруг культурного центра «Авангард» — видимо, посчитал, что строение из серого бетона недостойно таких усилий.

— Ну зачем вы это снимаете? — скривился неравнодушный гражданин. — Поезжайте лучше в «Царицыно»!
Алиса кивнула — и через несколько дней последовала его совету. Только неизвестный ценитель прекрасного наверняка имел в виду, что снимать там надо Фигурный мост и павильон «Миловида». А Липеровская повернула от метро в противоположную сторону: пошла на Ереванскую улицу, а оттуда — на улицу Медиков.
— Я снимала свои любимые хрущевки, утопленные в зелени, — рассказывает Алиса. — Царицыно — это ведь не только парк, но и целый район, в архитектурном плане очень многообразный.
СВЕЖЕЕ ПРОШЛОЕ
В отличие от многих краеведов, Алиса Липеровская не относится к советской застройке со снисходительной иронией: мол, коробки… Многоэтажки Южного округа для нее такая же органичная и полноправная часть городской ткани, как и частный дом с зеленой крышей на Севанской улице (осколок бывшего поселка Ленино-Дачное). Даже их обозначения звучат для нее как своеобразная музыка.

— У нас в Орехове-Борисове встречаются дома самых разных серий, — перечисляет Алиса. — На одной Елецкой улице их с десяток: П-46, П-43, I-515/ЮЛ, II-68 — своего рода поэзия. А вот хрущевок нет, потому что строили нас позже, когда малоэтажная эра уже закончилась.
Алисе очень хотелось бы, чтобы многие образцы чисто советского наследия в Южном округе сохранились: ведь скоро они станут такими же реликтами, какими сегодня воспринимаются чудом уцелевшие частные дома и голубятни.
— Надеюсь, что в ходе реновации сохранят деревья, выросшие вокруг хрущевок за последние полвека, — говорит Алиса. — Такие дворы сами иной раз как парки. А еще было бы здорово, если бы восстановили изначальный вид аптеки в Шипиловском проезде. Лаконичное здание по проекту архитекторов Евгения Асса и Александра Ларина с большим красным крестом на фасаде сейчас, увы, выглядит совсем неказисто. Отреставрированная аптека наверняка станет новой достопримечательностью Орехова-Борисова.