История одного завода

В 1936 в поселке Нагатино открыли Московский судостроительный и судоремонтный завод. Почти 80 лет это предприятие помогало развивать отрасль речного транспорта в Советском Союзе. Сотрудники завода ежедневно производили и ремонтировали пассажирские и грузовые суда. А в годы Великой Отечественной войны предприятие, как и многие другие, стало работать на оборону страны.
Сейчас от передового завода осталось только здание проходной. После закрытия предприятия, документов, записок и фотографий практически не осталось. Корреспонденту «Южных горизонтов» в преддверии празднования Дня Великой Победы удалось восстановить некоторые фрагменты из истории завода и его рабочих в годы войны. Многие из них в те годы предпочли ковать победу не в тылу, а на передовой. Были и те, кто не покладая рук трудился на предприятии, чтобы обеспечить Красную армию снарядами.

Историю берегут в сердцах
Если с Корабельной улицы свернуть на Речникова, можно попасть в сквер, на территории которого установлены стела, мемориальная доска и вечный огонь. На одной из гранитных плит высечено: «Никто не забыт, ничто не забыто». Но память о героях не сохранить только лишь на камне. Историю берегут в сердцах и бережно передают ее из поколения в поколение.

Память о подвиге народа хранится и на страницах книг. Но не о многих мы можем знать. Марина Сокол, председатель Совета ветеранов Нагатинского Затона, хранит книгу 1974 года — самиздат для служебного пользования «Об опыте работы коллектива Московского судостроительного судоремонтного завода». В нем сохранились рассказы четырех работников предприятия. Марина Сокол получила книгу в память от жены одного из самых первых сотрудников завода Матвея Грибермана. Вместе со своими коллегами Владимиром Байдиным, Александром Окольниковым и Александром Пашкевичем он и зафиксировал имена и историю предприятия.
Марина Соколова перелистывает странички самиздата и останавливается на моменте «лето-осень 1941 года». Тогда на заводе запустили производство снарядов. Авторы самиздата отмечали, что было невероятно трудно, ведь большая часть высококвалифицированных кадров ушла на фронт. Первостепенной задачей стало налаживание точного потокового производства. Все детали должны были изготавливаться строго в заданном весе. Допускалось лишь незначительное отклонение в несколько граммов. В короткий срок коллектив рабочих, инженеров и техников освоил изготовление военной продукции. Завод стал выпускать металлические корпуса снарядов и мин для боевых машин «Катюша».
В середине октября 1941 года оборудование предприятия эвакуировали в Рыбинск. Работы полностью прекратились, а основная часть специалистов отправились защищать Москву. На самом заводе осталось только 16 человек во главе с начальником отдела технического контроля Николаем Зайцевым.
Они храбро трудились в тылу
Марина Сокол познакомила меня с Лидией Зотиковой — удивительной женщиной. Она пришла работать на завод в 1941 году. Ей тогда было 14 лет. Еще юная, она трудилась наравне со всеми.
— Я коренная жительница Нагатина. Никогда не выезжала, — рассказывает Лидия Зотикова. — Начала работать на заводе только с зимы 1941-го. До этого была матросом на грузовом пароходе у своего папы. Помогала, как могла. А на зиму наш пароход встал на хранение на судостроительный завод. И тогда мы начали работать на станках. Делали снаряды.
В марте 1942 года работники стали возвращаться на завод. Привезли новые станки для изготовления боевого оружия. Завод выпускал болванки. Их вытачивали, а после отправляли на другие предприятия, где заготовки начиняли взрывчатыми веществами.
В том же году из Астрахани с завода имени Ленина в Москву эвакуировали ремесленное училище №16. Его студенты помогали предприятию выполнять программу.
— На судостроительном заводе в войну работали в основном подростки: ребята, которые окончили нашу школу №10. Некоторые из моего класса ушли на фронт, многие погибли. На доске почета около завода запечатлены их имена. Я тоже хотела на фронт, но меня не взяли, потому что маленькая ростом, — говорит Лидия Зотикова.
Мемориал в память о работниках завода и жителям района, павшим в боях за Родину, установили в 1970 году. На стеле выгравировали 89 имен героев.

— Работали мы не покладая рук. То шлюз охраняли, то дома разбомбленные убирали, то на крыши лазали помогать. За станками трудились по 10-12 часов. Бывало, стоишь, глаза закрываются, время уже за полночь. Но уходить нельзя, нужно детали доделать, — вспоминает Лидия Зотикова.
В течение 1944 года на завод прислали около 75 подростков, окончивших речное ремесленное училище. Они до конца войны помогали изготавливать военную продукцию.
Параллельно с работой на заводе ходили учиться в вечернюю школу. Здание находилось рядом. Десять классов Лидия Зотикова так и не окончила. Ее отец погиб в 1944 году. Тогда ей пришлось бросить школу и все силы направить на работу. Трудилась Лидия Павловна на судостроительном заводе до 1952 года.
Практически 50-60 процентов работников речного транспорта, в портах, на судах составляли женщины.
— Хочется забыть войну, голод, холод. Но это останется в памяти навсегда. Мама работала как каторжная. Помню, выдавали по 100 граммов хлебушка. Нас было четверо: я, мама и две моих сестры. Принесешь 400 граммов и смотришь… А моя младшая сестра, Тамара, половину отщипнет. Мамочка говорит: «Тамара, но разве можно, все же хотят», а она: «А я разве не хочу?». И очистки гнилые ели. Но главное, что пережили, — рассказывает ветеран.
Лидии Зотиковой уже 94. У нее двое детей и четверо правнуков. Ветеран как сейчас помнит тот самый день, который изменил ход истории.
— Красная площадь. День Победы. Все на моих глазах было! — торжественно говорит Лидия Павловна. — У меня даже сейчас мурашки по коже. Помню, как пароходы гудят, машины гудят, а на Красной площади народу много-много, в основном военные. Все кричат: «Ты моего не видала?», «А ты моего не видала?». Мне уже тогда 18 лет было. Я стояла и только рот разевала, плакала.

Это наше наследие
Несмотря на то, что здания завода уже нет, память о подвиге его работников продолжают беречь. Например, студенты Академии водного транспорта ухаживают за стелой и ежегодно принимают участие в торжественном возложении цветов.
— Это наше наследие, которое мы стараемся сохранить. Завода больше нет. Но остался замечательный сквер, где увековечена память героев. Наши ребята там ежегодно проводят торжественные митинги. Так студенты отдают память фронтовикам, прадедам и прапрадедам, — рассказал Алексей Володин, директор Академии водного транспорта Российского университета транспорта.
В 1968 году около завода установили обелиск «Работникам завода, павшим в боях за Родину в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
— Преемственность поколений не должна обрываться. Мы стараемся воспитывать курсантов, чтобы они помнили свою историю и гордились ею. И как будущие наши моряки, соблюдали традиции и передавали их своим детям, внукам, ученикам, — заключил заместитель директора Академии водного транспорта Владимир Иванов.