Артем Оганов: За нашим домом кончался город
Имя Артема Оганова известно даже тем, кто не интересуется химией. Выпускник МГУ, вернувшийся в Россию после 16 лет успешной работы в лучших зарубежных университетах, он стал одним из символов возрождения отечественной науки в XXI веке. Оганов регулярно появляется на телеэкране и в интернете. И старожилам Чертанова Центрального, возможно, его лицо кажется смутно знакомым. Это неудивительно — первые 23 года его жизни, вплоть до отъезда за рубеж в 1998 году, прошли на улице Красного Маяка.
Артем Ромаевич, как выглядел район в дни вашего детства?
— В первые годы это были полторы «брежневские» башни, куча глины и пустыри. Москва кончалась примерно за нашим домом. Постепенно, на моих глазах, район отстраивался.
С инфраструктурой, наверное, тоже все было грустно?
— Даже сравнить нельзя с тем, что есть сейчас. Поначалу не было никакого метро поблизости. Никаких кафешек и, прости господи, ресторанов. Магазины — самые-самые стандартные. Зато в пяти минутах от моего дома была очень хорошая школа № 858 — даже удивительно для района с таким удаленным расположением. Если бы не мои замечательные учителя, я вряд ли бы достиг того, что у меня есть сейчас. Великую учительницу математики Татьяну Алексеевну Шахову я буду помнить всю жизнь. Замечательной была и учительница биологии Наталья Борисовна Черкасская. Я могу назвать еще много имен.
Вы, конечно, с первого класса были отличником?
— Нет, лет до одиннадцати — только хорошистом. А потом влюбился в одноклассницу и решил стать крутым парнем, чтобы завоевать ее внимание. Сначала подтянул отметки. А потом в нашу школу пришел великий учитель физкультуры Михаил Филиппович Марьяшин, заслуженный тренер России по хоккею. И я понял, что мне надо стать еще и спортсменом. Михаил Филиппович мне много дал и как человеку.
Для спорта в вашем районе условия и тогда были хорошие — вокруг парки…
— Да, в парке 30-летия Победы я каждый день бегал по 3 километра, а иногда и по 10. А весной, в теплое время, любил там готовиться к экзаменам: расстилал на земле коврик и целый день лежал с книжкой… Любил я и «Коломенское», туда мы с детства ходили с мамой. Много раз был в Битцевском лесопарке. Однажды наш класс пошел туда в поход на лыжах. Я всегда катался плохо, отстал от класса, заблудился… По-моему, меня даже выходили искать, но я сам нашел дорогу домой.
Вы рассказывали во многих интервью, что с шести лет мама стала возить вас на вечерние лекции по химии в Политехнический музей. А каково было добираться до центра?
— Ближайшей к нам станцией метро была «Варшавская», до нее приходилось добираться минут 20–30 на автобусе, очень муторно. Когда открыли станцию «Пражская» (в ноябре 1985 года. — «ЮГ»), мы были счастливы. Но все равно дорога в каждый конец занимала больше часа. Моя терпеливая мама выдерживала все это ради меня, два раза в неделю. На лекциях она сидела вместе со мною, и, так как я не мог быстро записывать, конспектировала их для меня.
Вы бывали в Чертанове Центральном после того, как окончательно вернулись в Россию?
— Да. Хотя я живу на другом конце Москвы, но в Чертанове до сих пор живут моя мама, брат и племянники, некоторые друзья. Замечаю, что район стал комфортнее и намного интереснее.
ДОСЬЕ
Артем Оганов родился 3 марта 1975 года. Окончил геологический факультет МГУ (1997). В 2002 году защитил кандидатскую диссертацию по кристаллографии в Университетском колледже Лондона, в 2007 году получил степень доктора наук в Цюрихском политехническом институте. В 2013 году получил мегагрант правительства РФ и создал лабораторию в России. В 2014 году Артем Оганов вернулся на родину. Профессор Сколтеха и НИТУ «МИСиС».