Я — где ваши машины воздух рвут на шоссе

Я — где ваши машины воздух рвут на шоссе

В этот вторник жительница одного из домов на Варшавском шоссе (Чертаново Северное) Наталья Любезнова ездила в Калужскую область — провожала в последний путь своего деда Алексея Голова, погибшего на фронте в годы Великой Отечественной. В День памяти и скорби, 22 июня, его останки, обнаруженные поисковиками, с почестями перезахоронили.

Оказалось, дед Натальи Михайловны погиб, пытаясь прорвать немецкую оборону на Варшавском шоссе (только в южной его части). К сожалению, это одна из немногих достоверно известных подробностей его жизни.

Медальон бойца Алексея Голова. Фото: Сергей Компанийченко / РИА Новости
Медальон бойца Алексея Голова. Фото: Сергей Компанийченко / РИА Новости

ПРИКРЫЛИ С ФЛАНГОВ

На майских праздниках три поисковых отряда — «Память», «Туман» и «Звезда» — вели раскопки на западе Калужской области, в Мосальском районе. В урочище Холуи, возле деревни Людково, у самого края оврага «Туман» обнаружил останки пяти советских бойцов.

— Здесь сражалась 325-я стрелковая дивизия, 8-я стрелковая рота, — рассказывает комиссар отряда 2 Игорь Надыров. — Они прикрывали с флангов 1-ю гвардейскую кавалерийскую дивизию генерала Белова. Конница должна была пересечь Варшавское шоссе и уйти в сторону Вязьмы, в тыл, на помощь 33-й армии. А у немцев была сильная оборона, порядка трех поясов перед Варшавкой…

Только при четверых погибших нашлись солдатские медальоны. И лишь в одном вкладыш удалось прочитать. Голов Алексей Никитович, 1900 года рождения, уроженец села Сергиевка Мучкапского района Тамбовской области. Электронные базы данных о фронтовиках добавили, что Голов был младшим сержантом и погиб 26 января 1942 года.

ТЯЖЕЛЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ

Тамбовское село Сергиевка, к счастью, до сих пор существует. И в его администрации работают отзывчивые чиновники. По запросу участников поискового отряда они прислали архивную информацию о жене и четверых детях Алексея Никитовича. А еще дали телефон внучки его брата — Татьяны Викторовны Федоровой, которая до сих пор живет в селе. Татьяна Викторовна вывела поисковиков на родного внука Алексея Никитовича, живущего в Борисоглебске. А тот дал им контакты двух двоюродных сестер — их матерью была младшая дочь бойца, Мария. Одной из этих внучек Алексея Никитовича оказалась жительница ЮАО Наталья Любезнова.

Вкладыш из медальона бойца Алексея Голова

— Мама ничего не рассказывала об отце и вообще редко вспоминала детство, — признается Наталья Михайловна. — Знаю только, что к началу войны ей было 10 лет. Самый старший брат ушел на фронт вместе с отцом, ее мама вместе со старшей дочерью отправились рыть окопы. Вместе с братом Сашей, которому было 14, они за два месяца срубили все деревья в саду, чтобы топить печку. Я пыталась расспрашивать ее в последние годы жизни, но она в то время была уже после инсульта, говорила: «Не хочу все это вспоминать и расстраиваться».

Единственное, что знала Наталья Михайловна про дедушку — накануне войны он

работал бухгалтером в колхозе. Фотографий Алексея Никитовича не нашлось ни у кого — ни у московской, ни у тамбовской, ни у борисоглебской родни.

ВОЗВРАЩЕННЫЕ ИМЕНА

Алексей Голов обрел последний покой в 80-ю годовщину начала Великой Отечественной войны. Его похоронили там же, где он погиб, в Мосальском районе, но

чуть восточнее — в мемориальном комплексе «Барсуки». Всего в этот день были с почестями перезахоронены останки 156 бойцов, «поднятых», как говорят поисковики, в Мосальском районе, и лишь у троих были прочитаны вкладыши из воинских медальонов.

— Нам предлагали забрать деда и захоронить его в Борисоглебске, но мы отказались: ухаживать за могилой было бы слишком трудно, — объясняет Наталья Любезнова. — А в мемориальном комплексе за братским захоронением точно будет присмотр. И мы сможем туда пусть и не часто, но ездить — все-таки до Калужской области не так далеко.

СПРАВКА

Солдатские медальоны использовались в Красной армии в 1925–1943 годах. Медальон образца 1941 года представлял собой капсулу из пластмассы длиной 5 см с двойным бумажным вкладышем. В него вписывались фамилия, имя, отчество, год рождения, воинское звание, место рождения, данные о семье, военкомат и группа крови. Далеко не при всех погибших обнаруживают медальоны. Во-первых, вплоть до 1942 года не все их получали. Во-вторых, многие бойцы из суеверия не заполняли вкладыши. В-третьих, похоронной команды зачастую не успевали развинтить каждый медальон и вытащить один вкладыш, чтобы сдать в штаб части (второй вместе с капсулой полагалось оставить при убитом), а срывали его и забирали целиком.

Новости партнеров