И учит бабушка внучонка словам: отчизна, мама, храм

В «Царицыне» на выставке «Семья — душа России» представили картины и известных художников-профессионалов, и любителей. Фото: пресс-центр музея-заповедника «Царицыно»

Эти слова из «Гимна семьи» Ильи Резника попросились в заголовок статьи о выставке «Семья — душа России» не случайно. Как и песня, она посвящена Дню семьи, любви и верности.

До 15 июля экспонаты выставки поселились в Большом дворце музея-заповедника «Царицыно». Часть их — из музейных собраний и частных коллекций, другие — творчество современных профессиональных и непрофессиональных художников, фотохудожников, отличившихся на Всероссийском конкурсе художественных работ. Его ежегодно проводит Фонд социально-культурных инициатив при участии Министерства культуры РФ, Департамента культуры Москвы и музейно-выставочного центра «РОСИЗО».

ВЫБОР АНДРИЯКИ, ЦЕРИТЕЛИ, НЕСТЕРЕНКО…

— В пятый раз мы с гордостью принимаем у себя этот крупный межмузейный проект, — рассказала нашему корреспонденту гендиректор ГМЗ «Царицыно» Елизавета Фокина. — Для многих посетителей визит на выставку стал летней традицией. Мы видим в залах родителей с детьми, бабушек и дедушек с внуками, зачастую собираются сразу несколько поколений. И они — тоже традиционно — делятся своими впечатлениями, искренне благодарят организаторов и надеются на продолжение в следующем году.

Среди работ — картины Александры Щеголевой «Автопортрет с прадедом»

Несмотря на жару, москвичи и гости города стараются приехать на выставку. И даже дискомфорт, связанный с масками и дистанцией, их не останавливает.

Но необходимые ограничения вознаграждаются сполна. Специально для них, взыскательных зрителей, из 2000 конкурсных работ отобраны б

Юлии Бобровой «9 мая 2020 года»

олее 70. Авторов лучших произведений определило жюри: Сергей Андрияка, Зураб Церители, Василий Нестеренко и другие именитые художники.

Выставка состоит из двух частей: конкурсных творений и экспонатов от музеевпартнеров. Например, в числе последних представлена работа Роберта Фалька из собрания музеязаповедника «Абрамцево».

Зритель может оценить, как со временем менялось, жанрово и стилистически, написание детского портрета, а также — отметить качественное изображение основных участников семейной темы. Такую же роль выполняют ценные предметы из коллекций принимающей стороны, РОСИЗО и Алексинского художественно-краеведческого музея.

СПАСИБО, ДОКТОР!

Семья для человека, как горсть родной земли для русского богатыря — придает силы. На выставке также представлена близкая к ней тема —

Олега Путнина «Соловьиные сумерки»

медицина. Почти в каждом доме есть история о «своем докторе». Особенно важна роль врачей сегодня, в пандемию.

— В этом разделе центральное место занимает картина Виктора Попкова «Больной ребенок», — говорит Виктория Зубравская, куратор выставки, руководитель выставочного отдела РОСИЗО. — Автор мастерски передал чувства родных рядом с доктором, осматривающим захворавшего малыша. Напряженные позы и жесты взрослых — лучше любых слов… Заслуживают внимания и другие работы. На керамическом панно Марины Дедовой-Дзедушинской «Студенты-медики на операции» будущие хирурги внимательно следят за работой наставников. Доверчиво позволяет женщине в белом халате слушать через стетоскоп свое дыхание карапуз на картине «Детский врач» Елены Успенской. Зрители также замедляют шаг у произведения известного советского художника Анны Суворовой «Портрет лауреата Государственной премии, доктора медицинских наук, хирурга Н. А. Миланова с дочерью».

Олега Путнина «Соловьиные сумерки»

По мнению Виктории Геннадьевны, этот портрет один из немногих показывает врача в семейной обстановке. Такие сюжеты в музейных коллекциях очень редки.

СЧАСТЬЕ БЕЗ ЦЕННИКА

Посетителям выставки вряд ли требуется экскурсовод, чтобы растолковать содержание картин. Они о любви, материнстве, преемственности поколений, памяти предков. Очень много работ на сельском фоне, может, потому что близость к земле, природе делает человека более искренним. Кажутся чистыми чувства влюбленных во время свидания в цветущем саду на картине «Соловьиные сумерки» Олега Путнина. На полотне «Майская пора» Андрея Дареева деловито готовит нехитрый инвентарь к полевым работам хозяин, а рядом семья, в которой вс

Андрея Дареева «Веники»

е умеют трудиться — и стар, и млад. Обращает на себя внимание опыт непрофессиональных художников. На картине «Автопортрет с прадедом» автор Александра Щеголева стоит рядом с красноармейцем.

В верхнем правом углу похоронка. Как много мог бы сказать героический предок продолжательнице своего рода в джинсовой одежде и кедах. Но если возник этот портрет, можно считать, что… диалог случился. Завершает выставку мультимедийный раздел, где представлены фотографии победителей конкурса и детские рисунки: яркие, сочные, жизнерадостные.

В своих отзывах многие посетители выставки «Семья — душа России» отмечают ощущение пребывания в гостях у близких людей. Герои всех произведений показаны художниками и фотографами в разные моменты жизни и, что характерно, без атрибутики, которая воспринимается частью общества гарантией счастья: VIPкомфорт или другие признаки роскоши. Видимо, потому что ничего дороже семейных ценностей — любви, самопожертвования, верности — все же не существует.

Новости партнеров