Разоблачение коломенского Робин Гуда

Середина ХХ века. Коломенское

Сотрудники «Коломенского» весь июль будут вести онлайн-экскурсии, посвященные разбойнику Савину — местному Робин Гуду XVII века.

Только, в отличие от Робин Гуда английского, Савин, скорее всего, существовал не в реальности. И даже не в фольклоре — а лишь в фантазиях здешних краеведов.

МЕСТЬ ЗА НЕВЕСТУ

Легенду о Савине впервые опубликовал Владимир Суздалев (1945–2006), заместитель директора музея по научной работе. Статья вышла в 1992 году в сборнике «Коломенское. Материалы и исследования».

Суздалев ссылался на записи краеведа Михаила Смирнова (1868–1949), который был научным сотрудником музея в 1930-е годы и якобы слышал эту историю от местных старожилов. В публикации отмечалось, что некоторые детали указывают на вторую половину XVII века, на времена Алексея Михайловича.

…У крестьянина Савина отняли невесту и выдали за другого — так приказал ключник царской резиденции. Женщина с нелюбимым мужем не ужилась и однажды нечаянно его зашибла. Ее приговорили к традиционной смертной казни: закопали в землю по шею и оставили умирать под присмотром стражи.

Ночью Савин отвлек охранников, устроив неподалеку пожар, откопал любимую и скрылся с нею. Но женщина не оправилась от потрясения и скончалась у него на руках. Савин собрал ватагу и начал мстить ключнику и другим притеснителям народа.

Образ Робин Гуда запомнился нам в исполнении Бориса Хмельницкого в «Стрелах Робин Гуда» (1975). Наверное, создатели легенды представляли таким же красавцем и Савина. Кадр из кинофильма.

Однажды Савина изловили и доставили пред очи самого царя. Тот велел порешить разбойника на месте. Савин попросил напоследок напиться, поднес к губам ковш с водой — и пропал, будто в воздухе растворился. Ну а погубила его в конце концов, разумеется, баба. Вдова-кабатчица, обиженная невниманием статного «Робин Гуда», выдала властям всю ватагу, и Савин пал в бою со стрельцами… А овраг, в котором разбойники отсиживались между выходами «на дело» (остатки его русла до сих пор видны рядом с улицей Академика Миллионщикова), много лет называли Савиным или Савкиным...

ВИДНА РУКА МАСТЕРА

В рассказе масса подробностей, совпадающих с хрестоматийными сведениями о XVII веке. А еще — c базовыми представлениями о Коломенском. Разбойник на спор обтрясает любимую царскую яблоню! Так ведь у Алексея Михайловича действительно был Красный сад… Савин бросает государю, что трон окружают лихоимцы, даже царский тесть фальшивые деньги чеканит! Ну да, все мы слышали про Медный бунт…

Наивный турист ахает: «Как же крепка народная память, раз даже в 1930-е годы это передавали из уст в уста!» А вот историки скептически качают головой.

— Вряд ли простым людям, родившимся на рубеже XIX–XX веков, могли быть известны такие факты, — объясняет Екатерина Иванова, экскурсовод Московского государственного объединенного музея-заповедника. — Чувствуется рука человека, знакомого с историей XVII века вообще и жизни Коломенского в этот период...

Подозрение вызывают и параллели с фольклором. Мотив спасения Савина с помощью ковша воды — это же из легенд о Стеньке Разине и атамане Кудеяре. Только там герои выплескивали питье на нарисованную лодочку — и враз переносились из застенка «на простор речной волны».

— А на картах название «Савкин овраг» появляется не раньше 1840-х годов, — добавляет Екатерина Иванова. — До этого он или не обозначался, или именовался Сухим оврагом…

АВТОРА! АВТОРА!

Михаил Смирнов. Фото из личного архива

Скорее всего, выдумкой был не только сам Савин, но и существование народных легенд о нем. Наверняка историю не записали, а сочинили от начала до конца. Очень может быть, что это сделал сам Михаил Смирнов в 1930-е годы. Сюжет отлично вписывается в идеологическую повестку того времени: в Коломенском жили не только эксплуататоры, но и борцы с этими эксплуататорами. Хотя и тут есть сомнения.

— Среди записей Смирнова, хранящихся в нашем музее, мы легенды о Савине не обнаружили, — признается Екатерина Иванова. — Так что не исключено, что Владимир Суздалев в 1990-е годы мог и сам приложить к этому руку — по крайней мере добавить какие-то детали.

В отличие от других легенд Коломенского (про Голосов овраг, про Зеленый туман), история про разбойника Савина еще не стала частью современной московской мифологии. Просто опубликована она была в неудачное время — в 1992 году россиянам было уже не до борцов с царскими сатрапами. Да и мистики в ней маловато. Но не исключено, что после нынешнего цикла лекций тема «коломенского Робин Гуда» станет более популярной.

Новости партнеров