Юг засверкает «Зеленым кольцом»

Москвичи Дмитрий Мамаев и Евгения Табунова любят кататься в парке «Садовники». Фото: Пелагия Замятина

В столице начали строить «Зеленое кольцо Москвы» — уникальный велосипедный маршрут длиной около 80 километров, большая часть которого проходит через парки города. Пройдет он и по Южному округу.

Первая, в рамках проекта, велополоса уже появилась в 3-м Михайловском переулке на севере Москвы, а первая велосипедная зона в рамках проекта — в Полесском проезде, на северо-западе.

Велосипедная зона означает абсолютный приоритет у велосипедистов в ней. Они могут двигаться по всей ширине проезжей части, а скорость машин ограничена до 20 километров в час.

Популярность этого вида транспорта в столице постоянно растет. Дорожная инфраструктура для велосипедистов появится, конечно, и в Южном округе. «Зеленое кольцо» пройдет через Чертаново Южное, Бирюлево Восточное, Царицыно и Братеево.

— Проект действительно уникальный. Велодорожки пройдут по многим крупным зеленым зонам между Третьим кольцом и Московской кольцевой автомобильной дорогой (МКАД). Будут охвачены 15 парков, среди которых и без того «велосипедные» «Сокольники», «Фили», парк Победы, «Кузьминки», «Кусково» и Измайловский парк, — рассказывает урбанист Григорий Мельник. — А вот Парк культуры и отдыха имени Горького в кольцо не попадает — он расположен слишком близко к центру.

 КОЛЕСИМ ПО «ЦАРИЦЫНУ»

 Еще в 2017 году префект Южного округа Алексей Челышев в интервью газете «Южные горизонты» (№ 729 от 13 января 2017 года) рассказывал:

— У меня есть мечта: объединить все наши парковые зоны, чтобы можно было пешком прогуляться до Кремля. Мы же можем зайти в Бирюлевский дендропарк, из него — в «Царицыно», дальше на Борисовские пруды, по пойме речки Городни выйти в Братеевскую пойму, по Борисовским прудам пройти в Братеевский каскадный парк. И у нас остается перемычка между Братеевским каскадным парком и «Коломенским». А дальше мы проходим по «Коломенскому» на Нагатинскую набережную и выходим к Москве-реке. Сегодня в музее-заповеднике «Коломенское» есть два удобных велосипедных маршрута. Один, протяженностью в пять километров, начинается у входа в парк со стороны улицы Новинки и идет до набережной. Второй, трехкилометровый, начинается и заканчивается у дворца царя Алексея Михайловича. Здесь работают четыре пункта проката и 100 парковок на пять мест каждая. А вот на природных территориях музея-заповедника «Царицыно» ездить на велосипеде сейчас запрещено.

— Я еще помню времена, когда этот парк не обнесли забором и сам постоянно здесь катался, — говорит президент Российского велотранспортного союза Игорь Налимов. — Сейчас кататься в парке запрещено, потому что велосипедисты могут сбить других гуляющих. Да, опасения отчасти обоснованны, но если сделать специальные велосипедные дорожки, куда не будут заходить пешеходы, то и эксцессов не случится. Ведь пускают же велосипедистов в прекрасный исторический парк — «Коломенское». Люди ездят на велосипедах вдоль Москвы-реки и никому не мешают. С тем же успехом велосипедисты будут ездить и вдоль Царицынских прудов — местность для велопрогулок там просто великолепная! Нужно лишь создать инфраструктуру.

Популярен и веломаршрут, идущий мимо Братеевского моста. Фото: Анна Быкова

ПРАВИЛЬНЫЕ ДОРОЖКИ

Кстати, об инфраструктуре. Как поясняет Игорь Налимов, она должна соответствовать нескольким важным пунктам.

— Первое и главное — сами велодорожки. Они должны быть шириной не меньше двух метров, чтобы два велосипеда могли спокойно разъехаться, — говорит эксперт. — Плюс велодорожки должны быть отделены как от тротуара, так и от проезжей части. Лучше не линией на асфальте, на которую мало кто обращает внимания, а бордюром или зеленью. Ведь если дорожка проходит вдоль трассы, то нужно как-то защищаться от выхлопов и шума.

Сегодня в зонах отдыха, подведомственных городскому Департаменту культуры, по всей столице (в том числе в центре) проложено более 70 километров велосипедных дорожек. При создании новых парков и современных жилых комплексов в проекты территорий сразу закладывается создание полос для велосипедистов, как, например, в новом жилом комплексе на 6-й Радиальной улице в Бирюлеве Восточном (здесь благоустраивают пространство вокруг зданий и уже начали укладывать основание для таких дорожек). Появятся велополосы и в новом парке в Новокосине — в этом году здесь по программе «Мой район» благоустроят территорию у Салтыковского лесопарка.

Второй важный момент — удобные и безопасные пересечения велодорожек с дорогами.

— Конечно, нужно сделать так, чтобы велосипедисту не приходилось каждый раз сходить с велосипеда и переходить автодорогу по «зебре». Это некомфортно. Нужны какие-то развязки, — считает Налимов. Важно для велодорожек и правильное покрытие. — Часть «Зеленого кольца» пройдет по Тимирязевскому парку, а там обычная грунтовка. Дождь прошел — и проехать уже невозможно, — отмечает Игорь Налимов. — Велодорожки должны быть либо асфальтовые, либо из мелкого гравия. Больше того — желателен уклон, чтобы вода вообще стекала в сторону и не образовывались лужи.

НА ПРОГУЛКЕ НЕ ЗАБЫВАЕМ ОБ ОТДЫХЕ

 Многим велодорожки представляются исключительно в качестве пространства для движения, но это не совсем так: ведь на прогулках — а велосипедные поездки — это пока еще чаще всего прогулки — хочется где-то остановиться, посидеть, посмотреть вокруг или пофотографировать. А значит, нужны и места для отдыха.

— Должны быть скамейки, навесы от солнца и дождя и велопарковки — такие, как, например, в Мещерском парке, — поясняет Налимов. — Велосипедист должен иметь возможность отдохнуть, посидеть, полюбоваться красотами природы и городскими пейзажами, поэтому пункты отдыха нужно открывать в самых живописных местах. Например, отличное место — рядом с усадьбой в парке музея-заповедника «Царицыно». Пристегнул велосипед — и пошел отдыхать и любоваться. Ведь поездка по маршруту — это не только физическая нагрузка или спорт, это в первую очередь яркие эмоции!

А еще, по мнению многих экспертов, на любом веломаршруте пригодятся пункты перекуса и сервисы для ремонта «двухколесного друга» на случай внезапной неисправности.

— Но тут все зависит исключительно от трафика. Если велосипедное «Зеленое кольцо» станет «оживленной трассой», то и подобные точки окупятся, и смысл в них есть. Если, конечно, располагать их в наиболее оживленных местах, — рассуждает кандидат экономических наук, преподаватель Московского государственного университета Виктор Кудрявцев. — Вообще, конечно, всю эту сферу лучше передать малому бизнесу. Город, например, может организовать небольшие киоски и сдавать их в аренду.

Префект Южного административного округа Алексей Челышев. Фото: Антон Гердо

УЗНАЙ СВОЙ ГОРОД

По мнению Игоря Налимова, велосипедное «Зеленое кольцо» позволит жителям и гостям Москвы лучше узнать свой город. Ведь огромное число горожан хорошо знакомы только со своим районом — и с локацией вокруг офиса.

— Появление «Зеленого кольца» может стать отличным поводом выбраться из дома и заняться спортом на свежем воздухе, — поясняет Игорь Петрович. — Поездки на велосипеде, кстати, наряду с плаванием — наиболее энергозатратный вид спорта. Можно сжечь много калорий, похудеть, повысить мышечный тонус, серьезно увеличить объем легких и уровень выносливости.

Такой маршрут, считает Налимов, стимулирует людей активнее двигаться, заниматься спортом, что, конечно же, положительно скажется на здоровье. Велосезон по времени охватывает большую часть года: по словам эксперта, кататься на велосипеде в Москве можно с апреля по ноябрь включительно — важно лишь правильно одеться.

— «Зеленое кольцо» может стать серьезным оздоравливающим проектом, не менее масштабным, чем открытие воркаут-зон и физкультурно-оздоровительных комплексов, — считает Игорь Налимов. — В Москве, по нашим данным, сегодня уже более трех миллионов велосипедов. Плюс тысячи прокатных. Так что ездить есть на чем!

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
МАКСИМ ЛИКСУТОВ, заммэра Москвы:

— Для реализации проекта «Зеленая Москва» потребуется еще три — три с половиной года. Но по объему и по возможности поездок на велосипедах это будет один из крупнейших в Европе проектов, крайне комфортный и востребованный.

КСТАТИ

«Зеленое кольцо» кольцо протяженностью 75 километров пройдет между МКАД и ТТК. Оно будет проложено по большей части через парки и лесопарки. Этот маршрут задумывался не только как рекреационный, он несет в себе и транспортную функцию. Кольцо свяжет магистрали, метро и другие транспортные узлы. Завершить проект планируют в 2023–2024 годах.

Новости партнеров